Источник: 66.RU
Советская психотравма взрослого поколения — опыт проживания в квартирах с ужасной звукоизоляцией. Все мы помним хрущевки с их «картонными стенами», когда можно разговаривать с соседями, не повышая голоса. На смену им пришли «панельки» со сквозными розетками, которые являлись великолепными мостиками звука из квартиры в квартиру. Заместитель директора по девелопменту компании «Атомстройкомплекс» Надежда Абакумова в колонке для 66.RU рассуждает о том, есть ли такая проблема в современных домах. И эмпирически доказывает, что скорее нет, чем да.
У многих из нас упреки в адрес шумоизоляции в разговоре про недвижимость срываются с языка автоматически, на уровне инстинкта. Потому что на протяжении нескольких десятилетий плохая шумоизоляция была для нас нормой. А в адрес новостроек этот упрек справедлив? Мы решили провести эксперимент.
Два этажа в новостройке мы сделали с дополнительной шумоизоляцией: использовали звукоизоляционный гипсокартон на стенах, на перекрытия (под стяжку пола) уложили звукоизоляционные маты, применили специальные звукоизоляционные подрозетники. Потом пришли в этот дом и начали шуметь разными способами: устроили концерт на электрогитаре, разрешили ребенку беситься и в уличных ботинках носиться по пустой квартире с мячом и скакалкой, ходили на каблуках, пылесосили, кричали. Результаты оценили двумя способами: субъективно, послушав невооруженным ухом (как обычные жильцы), и объективно — выполнив лабораторные замеры уровня шума с помощью специального оборудования как в обычной квартире, так и в квартире на этаже с антишумовой подготовкой — чтобы сравнить.
Прежде чем рассказать, что у нас получилось, давайте я дам ориентиры для сравнений. Согласно закону о тишине, уровень дневного шума не должен превышать 40 дБ, уровень ночного шума — 30 дБ. Если он выше — значит, можно смело вызывать полицию и просить успокоить соседей.
Важно отметить, что речь идет именно о том, каково значение шума у «пострадавшего» соседа — источник звука может шуметь сколь угодно громко, но если в его квартире выполнена шумоизоляция как в студии звукозаписи, вполне вероятно, что у соседей показатели шума не превысят допустимых значений. Важно также понимать, что уровень шума в 0 дБ невозможен в принципе — мир наполнен звуками! Эталонная «тишина» сравнивается с уровнем шума в сухой пещере и составляет 20 дБ. Перед началом эксперимента мы измерили шум в условной тишине абсолютно пустого, незаселенного дома — он составил 28 дБ. От эталонной пещеры пустой дом отличается наличием фоновых шумов: дыхания людей, движения лифтов, работающей вентиляции и так далее.
Теперь о результатах эксперимента. Мы поделили его на две большие части:
— измерили, как сдерживают шум стены;
— как сдерживают шум межэтажные перекрытия (пол и потолок).
Сначала мы разместили наши импровизированные источники шума в квартире, а сами пошли в соседнюю (за стенку) и измерили показания с помощью специальной аппаратуры. И ребенок, вооруженный мячом, и гитарист вписались в отведенные законом рамки. Стены с изоляцией и без показали примерно одинаковый результат по звуку электрогитары — 33 и 36 дБ соответственно.
Даже в квартире без допизоляции мы почти не слышали того, что происходит в соседней квартире. Шум от пылесоса, от повышенного голоса (когда кричишь из соседней комнаты), от акустической гитары, от звонка телефона — ничего из этого в соседней квартире не слышно. Аппаратура улавливала небольшую разницу в децибелах, но обычный человек эту разницу вряд ли заметит.
А вот межэтажные перекрытия с допизоляцией и без дали более ощутимую разницу: когда мы спустились в квартиру под источниками шума, то гитарное соло было едва слышно с уровнем звука 32 дБ (ушами — почти не слышно) на этаже с дополнительной шумоизоляцией и 38 дБ в обычной квартире; ребенок, играющий в мяч, сопровождающий игру топотом, — до 44 дБ в неподготовленном помещении и 36 дБ в помещении с защитой. Это соответствует нашим ощущениям: мы лучше слышим соседей сверху, а не тех, кто за стенкой.
Во всех случаях, в том числе и в случае квартир с усиленной шумоизоляцией, это превышает уровень ночной тишины. То есть закон соседям соблюдать в любом случае нужно. Но такое значительное сглаживание громкости снижает уровень раздраженного восприятия — мы не злимся, не вздрагиваем, не ругаемся в общедомовой чатик.
Вообще, конечно, с точки зрения физиологии люди слышат звуки одинаково, но воспринимают их по-разному. Мы можем не замечать шума машин, но среагируем на сигнал сирены. Родители спокойно принимают как часть звукового фона шумные игры детей, но остро воспримут, например, звуки соседской ругани. А нас, родителей взрослых детей, во время эксперимента гораздо сильнее раздражал детский визг и удары мяча, чем звук гитары.
Ради справедливости эксперимент мы повторили еще раз, но шумели уже не с помощью людей, а с помощью специальных машин, имитирующих разные типы шума — ударные и фоновые. Результаты были те же. Но не забывайте, что эксперимент мы проводили в абсолютно пустом доме — в заселенных домах звук гасится мягкой мебелью, коврами и перекрывается общими фоновыми звуками жизнедеятельности.
Кстати, лабораторные исследования (без нашего участия), выполненные по ГОСТу, показали следующие данные: в зависимости от конструктивных особенностей конкретной квартиры и примененных материалов по звукоизоляции можно добиться снижения индекса ударного шума относительно базового уровня от 8 до 13 дБ, а индекса воздушного шума — от 4 до 6 дБ.
Может ли звукоизоляция спасти от всех шумов? Нет. Не существует такой изоляции, которая полностью скроет, например, звук перфоратора. Такую задачу можно решить, но другими методами — развивая культуру соседства, соблюдая внутридомовые правила, в крайнем случае — предусматривая для управляющей компании возможность понижения мощности электричества в отдельной квартире, чтобы таким образом контролировать проведение шумных работ в отведенные для этого часы.
Другое дело, что, помимо перфоратора, сегодня появилось огромное количество новых шумов, не учтенных советскими санитарными нормами, которыми мы до сих пор руководствуемся. Не было сабвуферов, сотовых телефонов с вибрацией и прочей техники. И вот такие шумы допизоляция может перекрыть.
А сейчас перейду к вопросу, который волнует любого девелопера: насколько овчинка стоит выделки? Чтобы понизить слышимость в соседних квартирах, нужно увеличивать объем работ, сроки и общую себестоимость строительства. Особенно затратна допизоляция стен. Но, как мы выяснили в ходе эксперимента, и в ней нет острой необходимости, поскольку звук в основном распространяется по вертикали.
И главный вопрос: а готовы ли граждане доплачивать за дополнительную шумоизоляцию? Обычно в соцопросах все за, но как только доходит до дела, каждая копейка оказывается дорога. Сегодня тема дополнительной шумоизоляции не раскручена рынком, материалы, которые мы использовали, дают ощутимое удорожание квадратного метра: возможно, если такой тренд сформируется и больше застройщиков будут применять дополнительную шумоизоляцию, материалы и технологии будут развиваться и в итоге станут доступнее. На большой объем строительства конечная цена будет ниже.
Пока же эта сфера не развита именно в силу отсутствия реальной массовой необходимости в усиленной шумоизоляции в новостройках. Современные строительные материалы и технологии и так неплохо справляются с этой задачей, а от потребителей поступают другие, более осознанные запросы — на озеленение, отделку, очищенную воду. Переезжая из хрущевки или панельки практически в любую новостройку, вы уже повышаете свой уровень тишины. А нужно ли еще тише?