Источник: Метриум
После введения режима самоизоляции застройщикам ничего другого не оставалось, как перейти на онлайн-продажи. Однако компании оказались в разной степени готовы к современным методам работы. Нередко речь идет лишь об удаленном прохождении отдельных этапов покупки, но иногда сделку действительно можно полностью провести онлайн. Эксперты компании «Метриум» рассказали о том, какие современные инструменты онлайн-продаж доступны на рынке и с какими нюансами может столкнуться покупатель при оформлении удаленной сделки.
Покупка квартиры состоит из нескольких основных этапов: бронирование лота, подписание договора, регистрация и оплата сделки. Некоторые из них уже давно проходят в режиме онлайн и предлагаются практически во всех новостройках, другие же лишь недавно были перенесены в электронный формат и проводятся с многочисленными ограничениями.
Сегодня в понятие онлайн-сделки застройщики могут вкладывать разный смысл – от возможности зарегистрировать сделку электронно до полного перечня услуг (онлайн-оплаты, выездной ипотеки и т. д.). Многие компании громогласно заявляют о таком формате, но при этом оговариваются, что сделка проходит «без посещения офиса продаж». То есть за скобками остается необходимость лично приехать в банк, например, для оформления ипотеки или оплаты покупки. В результате покупатель уже в процессе сделки узнает, что нарушить режим самоизоляции все-таки придется, а удаленная покупка не является таковой в полном смысле слова. Избежать подобной ситуации достаточно просто. Во-первых, нужно четко представлять возможности, которые сегодня предлагает рынок недвижимости, и не питать ложных надежд. Во-вторых, заранее узнать, какие из современных инструментов покупки доступны в конкретном проекте.
Бронирование
Услуга удаленного бронирования – вовсе не новинка на рынке недвижимости. В проектах, ориентированных на потоковые продажи, это обязательный этап сделки: клиент резервирует конкретный лот, чтобы зафиксировать цену и не упустить понравившийся вариант. Сегодня эта опция появилась на официальных сайтах проектов. Например, в городском квартале «Ривер Парк» достаточно заполнить короткую электронную форму, указав контактные данные, а в семейном квартале «Мир Митино» забронировать квартиру можно по телефону. Оплата брони проходит с помощью интернет-эквайринга, то есть с банковской карты, после чего квартира автоматически снимается с продажи. В MR Group формат онлайн бронирования внедрен уже 2 года назад, а в марте появилась возможность полностью оплачивать квартиру онлайн.
Подготовка документов
После того, как квартира забронирована, начинается подготовка к оформлению сделки. Менеджер по продажам связывается с покупателем и высылает список документов, которые потребуются для покупки. При 100% оплате покупки оформляется ДДУ (если квартира строится) или договор купли-продажи (если квартира уже сдана). Клиент получает документы на подписание в электронном виде. Для этого потребуется только электронная цифровая подпись. Получить ЭЦП можно в специализированном удостоверяющем центре, если покупатель не заказывал ее ранее. Например, в проекте «Мир Митино» необходимые документы пересылаются через электронную почту, а менеджер по продажам сопровождает клиента на всех этапах сделки и в случае необходимости помогает оформить ЭЦП.
Есть еще один важный нюанс. Если квартиру приобретает клиент, состоящий в браке, ему необходимо получить согласие от супруга, заверенное электронной подписью нотариуса. Без этого электронная регистрация сделки невозможна. Оформить согласие можно лишь во время личного визита в нотариальную контору.
Альтернативных вариантов на сегодняшний день не предусмотрено.
Оформление ипотеки
Подать заявку на ипотеку можно в режиме онлайн: предоставить менеджеру по ипотеке пакет документов в отсканированном виде или самостоятельно заполнить анкету на сайте банка. Однако после одобрения заявки клиенту все-таки придется лично явиться в банк для подписания документов: в соответствии с регламентами Центробанка, подтверждение личности заемщика – это обязательное условие сделки.
На фоне пандемии коронавируса ЦБ разрешил банкам выдавать ипотеку дистанционно, но на практике эта инициатива реализована достаточно слабо: в большинстве организаций по-прежнему требуется личное присутствие клиента. Обойтись без визита в кредитную организацию сегодня можно при оформлении кредита в Сбербанке в рамках программы выездной ипотеки «Ипотека с доставкой на дом». В этом случае сотрудник банка сам приедет к клиенту по указанному адресу и привезет пакет документов на подписание. Воспользоваться этой опцией могут покупатели квартир в проектах, аккредитованных в Сбербанке.
Полноценный формат онлайн-ипотеки в апреле запустил девелопер MR Group. Первая такая сделка в его портфеле состоялась в жилом комплексе «Павелецкая Сити» с участием ипотечного кредита от ДОМ.РФ. Сейчас опция онлайн-ипотеки доступна на всех проектах компании.
Электронная регистрация
В период самоизоляции закрылись МФЦ, а Росреестр перестал принимать и выдавать документы на бумажных носителях. Тем не менее, электронный документооборот продолжил работать, и единственной доступной опцией стала электронная регистрация сделок. Еще до карантина этот формат был достаточно распространен на рынке недвижимости. В проектах некоторых девелоперов, например, MR Group, более 95% сделок регистрировалось таким образом. А в жилых комплексах «СМУ-6 Инвестиции» – «Любовь и Голуби» и «Данилов дом» – электронная регистрация активно применялась при заключении сделок с региональными клиентами, благодаря чему девелопер быстро адаптировался к новым рыночным реалиям. Однако были и компании, в которых все без исключения соглашения заключались на бумаге, – с началом карантина им пришлось срочно осваивать более современный метод работы.
Сегодня на электронную регистрацию перешли практически все крупные застройщики, заинтересованные в текущих продажах. Однако не будет лишним уточнить, предусмотрена ли в проекте данная опция.
Взаиморасчеты
Одним из важнейших нововведений, появившихся на рынке, стала онлайн-оплата сделки. Наиболее продвинутые банки в этой сфере – Сбербанк и ВТБ. В частности, в Сбербанке используется система безопасных расчетов: на счете клиента блокируются денежные средства на срок до 30 дней. За это время проходит электронная регистрация сделки, после завершения которой средства перечисляются на эскроу-счет или напрямую на счет застройщика. Если же регистрация не прошла, сумма «размораживается», и клиент может дальше пользоваться своими средствами. Одной из первых предложила своим покупателям этот способ взаиморасчетов компания «СМУ-6 Инвестиции» в проектах «Любовь и Голуби» и «Данилов дом».
В апреле Сбербанк разработал еще одно прогрессивное решение – удаленное открытие эскроу-счетов: сотрудник организации выезжает к клиенту для подписания соответствующих документов. Программой могут воспользоваться покупатели строящегося жилья, которые оплачивают сделку за счет собственных средств либо с привлечением ипотеки от Сбербанка или другого банка. Причем эта услуга комбинируется с программой выездной ипотеки: за один визит сотрудника клиент сможет «убить двух зайцев»: открыть эскроу-счет и получить жилищный кредит.
Приемка квартиры
Сделка на первичном рынке недвижимости не заканчивается на этапе оплаты и регистрации. Когда жилой комплекс будет достроен, покупатель должен явиться на приемку, подписать акт приема-передачи объекта недвижимости и получить ключи от квартиры. Само собой, в проектах с близким сроком сдачи данные мероприятия вполне могут выпасть на период самоизоляции.
Сегодня на рынке уже есть компании, которые позволяют пройти эти процедуры дистанционно. Например, в проектах Level Group принять квартиру можно по фото- и видеоматериалам, а выдача ключей происходит с помощью постамата на территории жилого комплекса.
А есть ли альтернатива?
На сегодняшний день практически все застройщики в той или иной степени перешли на удаленное взаимодействие с покупательской аудиторией. Однако далеко не все клиенты готовы принимать решение о покупке и заключать сделку дистанционно, особенно если речь идет о высокобюджетном проекте с достаточно высоким бюджетом покупки. Именно поэтому некоторые компании предложили покупателям компромиссное решение, сохранив элементы личного контакта наряду с удаленными инструментами взаимодействия. Например, в городском квартале «Ривер Парк» офисы продаж продолжили работать и в период карантина по сокращенному графику – с 10:00 до 19:00. При этом неукоснительно соблюдаются профилактические меры, а обязательный протокол включает постоянную дезинфекцию поверхностей и проверку состояния здоровья сотрудников.
«Переход на удаленные сделки – вовсе не одномоментное явление, а достаточно сложный и продолжительный процесс, – отмечает Надежда Коркка, управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – В нем активно участвуют все игроки рынка, причем огромная роль отведена банкам, которые стали посредниками между застройщиками и дольщиками после перехода на эскроу-счета. Тем не менее, сегодня продвинутые решения предлагают буквально несколько финансово-кредитных организаций, что затрудняет переход на удаленные сделки. Кроме того, отдельные тонкости сбора документов, например, получение нотариально заверенного согласия от супруга на сделку, лишают некоторые категории клиентов возможности провести сделку полностью дистанционно, без нарушения режима самоизоляции.
Таким образом, несмотря на большой рывок, который совершил рынок в этом направлении, ставить точку пока еще рано. Думаю, некоторые решения будут усовершенствованы уже после снятия ограничительных мер. Подчеркну, что цифровизация рынка недвижимости началась задолго до пандемии коронавируса, а эпидемия дала мощный импульс этому процессу».