Источник: IRN.RU
В мае Росреестр зарегистрировал еще меньше сделок на вторичном рынке, чем в апреле. Однако риелторские агентства сообщают о росте покупательской активности на фоне постепенной отмены карантинных ограничений и усталости граждан от «самоизоляции».
Спрос
В мае Росреестр зарегистрировал в Москве 3 918 новых прав на недвижимость в рамках сделок купли-продажи жилья. Относительно «карантинного» апреля продажи на «вторичке» упали на 24,6%, а в годовом разрезе, то есть по сравнению с маем 2019 г., — на 64,4%.
Тем не менее, по оценкам риелторов, в мае вторичный рынок московского региона все же начал подавать признаки жизни после апрельского обвала. Например, если в апреле «Инком» собрал в 15 раз меньше авансов от покупателей, чем в марте, то в мае отставание от докарантинного периода сократилось до восьми раз. Число сделок снизилось в четыре раза относительно марта.
О росте покупательской активности по сравнению с апрелем сообщают и другие агентства недвижимости. Количество обращений в компанию «Азбука Жилья» в месячном выражении увеличилось на 74% (к маю прошлого года показатель упал на 27%). В АН «Century 21 Римарком» в Троицке (Новая Москва) в мае обратилось на 15-20% больше потенциальных покупателей, чем в апреле, число авансов увеличилось на 20%, а сделок — и вовсе на 40%.
Оживлению спроса способствовало открытие в Москве МФЦ (по предварительной записи), благодаря чему появилась возможность закрывать альтернативные сделки, не завершенные до начала карантина, отмечает Анна Руденко, директор офиса продаж АН «Century 21 Римарком» в Троицке.
Впрочем, МФЦ заработали в относительно привычном режиме только с 25 мая. Постепенное ослабление ограничительных мер с 12 мая, скорее всего, больше повлияло на рынок. К тому же в мае люди уже просто устали от сидения в четырех стенах и все более охотно нарушали карантин. Если в апреле «индекс самоизоляции», рассчитываемый «Яндексом», стабильно превышал 3 балла, то к концу мая в будние дни он упал до 2 и ниже.
Как отмечает директор департамента вторичного рынка «Инком-Недвижимость» Сергей Шлома, основными клиентами компании в мае были люди среднего возраста и молодежь, которые, в отличие от старшего поколения, меньше опасаются ходить на просмотры квартир и общаться с продавцами. В феврале доля покупателей 25-40 лет в «Инкоме» составляла 55%, а по итогам мая она возросла до 80%.
Спрос на «вторичку» в мае вырос и в Подмосковье. По словам вице-президента Гильдии риелторов Московской области (ГРМО), гендиректора АН «Удачный выбор» (Московская область) Ольги Власовой, — на 5-10% по сравнению с апрелем. «Особенно это было заметно во второй половине месяца, когда люди увидели, что режим самоизоляции не бесконечен. Именно на вторую половину мая пришелся рост бронирования и просмотра объектов, стала больше проявляться готовность выйти на сделку в ближайшее время», — добавляет Власова.
Напомним, 23 мая в Подмосковье отменили цифровые пропуска, и люди получили возможность свободно передвигаться по области, что, естественно, также пошло на пользу рынку недвижимости.
В июне, когда основные карантинные ограничения были сняты и в Москве (с 8 июня), рост спроса продолжился. В «Инкоме» в первой половине июня заключили в два раза больше сделок, чем за тот же период мая. Соответственно, если в мае число сделок в 4 раза уступало результатам марта, когда рынок работал в обычном режиме, то теперь – лишь в два раза. Число авансов на покупку вторичного жилья также увеличилось, сейчас оно лишь в два раза меньше относительно итогов марта. «Можно сказать, что рынок восстанавливается гораздо быстрее, чем мы раньше предполагали», — резюмирует Сергей Шлома.
В Подмосковье интерес к вторичной недвижимости за первые две недели лета увеличился на 30-35%. «Разумеется, основная причина этому – замаячившая возможность полноценно совершать сделки, закрывать или продолжать альтернативные цепочки и т.д. Но если сравнивать ситуацию с прошлым годом, то в целом май 2019 года по уровню спроса был активнее нынешнего», — подчеркивает Ольга Власова.
В АН «Century 21 Римарком» в Троицке потенциальный спрос в первой половине июня подрос примерно на 10-15% относительно аналогичного периода мая, но по сравнению со второй половиной мая уровень покупательской активности практически не изменился. А вот по сделкам пока наблюдается небольшой рост, говорит Анна Руденко.
Предложение
Объем предложения на вторичном рынке жилья «старой» Москвы в мае сократился, по оценке «Инкома», на 11,2% к апрелю и на 15,9% — к маю 2019 г. Согласно подсчетам «Азбуки Жилья», число квартир в экспозиции снизилось на 4,5% относительно апреля, а их суммарная площадь – на 5,4%. В годовом выражении показатели просели на 1,7% и 5,8% соответственно.
«В апреле и мае многие собственники сняли свои объекты с продажи – так, некоторые из них не знали, на какие ценовые прогнозы ориентироваться и чего ждать в будущем, поэтому на время отложили сделку. Другие продавцы опасались пускать покупателей в свои квартиры и проводить показы. Часть собственников изменила свои планы из-за слабого уровня спроса в период всеобщей самоизоляции. Они планировали заключить сделку на более выгодных условиях, когда покупатели начнут возвращаться на рынок и шансов на быструю реализацию квартиры будет больше», — поясняет ситуацию Сергей Шлома.
Предложение на вторичном рынке уменьшилось и в Подмосковье – на 4,6%. Как и в Москве, в области продавцов испугали трудности продажи квартиры в период самоизоляции (невозможность взять выписку из домовой книги, провести альтернативную сделку, нежелание переплачивать за электронную регистрацию или услуги нотариуса и т.д.) и падение спроса (в том числе из-за переориентации на загородный рынок). При этом в Подмосковье в конце мая все чаще стали появляться хорошие лоты, которые сразу же реализовывались, отмечает Ольга Власова.
По ее словам, в годовом разрезе, в сравнении с маем 2019 г., количество квартир на рынке увеличилось на 3,8%. Что же касается объектов, впервые вышедших на рынок, то в мае их было на 0,9% меньше, чем в апреле, но на 6,1% больше, чем в мае прошлого года.
В отличие от «старой» Москвы и области, в Новой Москве объем предложения вырос и в месячном, и в годовом разрезе – на 20% по сравнению с апрелем и на 8% относительно мая прошлого года, рассказывает Анна Руденко.
«Основная часть роста объема предложения пришлась на последнюю декаду месяца. То ли с приближением лета, то ли в связи с тем, что надоело находиться в режиме самоизоляции, собственники стали активнее выходить на рынок именно в этот период. К примеру, число новых объектов, впервые выставленных на продажу, за последнюю неделю мая увеличилось на 10% по сравнению с последней неделей апреля», — говорит Руденко.
Цены
Несмотря на обвал спроса на жилье из-за карантина, в мае продолжился виртуальный рост цен на столичную «вторичку». По данным аналитического центра www.irn.ru, за последний месяц весны московский квадратный метр подорожал в среднем на 0,5%, до 183 340 руб. – см. «Обзор рынка недвижимости по итогам мая 2020 года».
Впрочем, средняя стоимость квартиры в предложении все же сократилась за месяц на 0,3% до 23,59 млн руб., подсчитали специалисты «Азбуки Жилья». В экономклассе средний бюджет покупки квартиры уменьшился на 0,5% до 9,32 млн руб., в комфортклассе — на 0,7% до 18,53 млн руб. В бизнес-классе квартиры подорожали на 1,1%.
В Московской области средняя цена квадратного метра в мае упала на 0,34% относительно апреля, до 77 164 руб., по данным ГРМО. Таким образом, «квадрат» вторичного жилья впервые в этом году подешевел, пусть и совсем ненамного. При этом, как подчеркивает Ольга Власова, рынок тянут вниз города среднего и дальнего Подмосковья, а в муниципалитетах, расположенных рядом со МКАД, цены на «вторичку» по-прежнему демонстрируют рост.
Размер скидок ни в Москве, ни в Подмосковье за месяц не изменился и в настоящее время составляет примерно 5%. В Новой Москве дисконт в среднем сократился на 2 п.п. до тех же 3-5%. «Это связанно в том числе и с тем, что продавцы стали более ответственно подходить к первоначальной цене выхода объекта на рынок. Ну а те собственники, которые выдавали желаемое за действительное, быстро соглашались на корректировку цены ввиду отсутствия звонков», — поясняет Анна Руденко.
Данный материал является аналитическим и не носит рекламный характер.