Источник: Executive.ru
В этом году вместо плановых проверок вводят инспекционные. Как изменится алгоритм принятия решения о проверках и процесс их проведения?
В этом году законодательство определило, что, формируя план на следующий год, юридические лица, индивидуальные предприниматели и субъекты малого бизнеса не будут включены в план проверок.
Несомненно, сначала новость обрадовала большинство компаний, которые ведут свою деятельность в режиме ИП, однако, законы в нашей стране обычно не утверждают так, чтобы они не приносили прибыли государству и были бы со всех сторон удобны предпринимателям.
Если углубиться в вопрос, то увидим исключения из нового правила, которые также закрепили на законодательном уровне. Возможность плановой проверки осталась в силе для ИП в случае, если:
1. Организации связана с высоким риском (гидротехнические сооружения, химическая промышленность и пр.) или находится под государственным контролем.
2. Деятельность организации связана с медициной, драгметаллами, драгоценными камнями, энергоснабжением.
3. Компания привлекалась к административной ответственности не менее трех лет назад и пр.
Немногие организации, занимающиеся бизнесом в режиме online, попадут в категорию исключений, а это значит, что неожиданные проверки будут ждать большинство компаний.
Также с 1 июля будут приняты новые требования к государственному и муниципальному контролю в отношении организаций, появление которых определит новый 248-ФЗ. Глобальный контроль со стороны государства увеличивается каждый год, о чем говорит внедрение новых изменений.
Несмотря на то, что общая картина проверок, скорее всего, останется привычной: ответственность за проведение будет лежать на тех же лицах (уже давно знакомые инспекторы, навещающие компанию каждый год), проверять будут те же компании, однако изменится сам вид подачи документов.
Мы все больше продвигаемся к цифровой прозрачности, обусловленной необходимостью подавать все документы в электронном виде. Совместно с распространением дистанционного взаимодействия новая система работы приведет бизнес к увеличению объемов переданных сведений. Электронные реестры станут обычным делом для любой организации, а значит, информацию о каждой можно будет найти через интернет. Однако, пока до этого далеко, поэтому перестраиваться придется минимум несколько лет.
Одной из проблем введения новых норм станет тот факт, что с 2021 года проверки смогут быть проведены по видео- и аудиосвязи. А от дистанционного зондирования скрыться вряд ли кому-то удастся.
Во-первых, нагрянуть с подобным вмешательством могут в любой момент, что ранее было невозможно благодаря «плановости» проверок: о них предупреждали заранее, владельцы компаний получали время на подготовку, могли привести в порядок свои дела, документы и т. д.
Во-вторых, на данный момент большинство перешедших на удаленную работу компаний не справляются с новой системой организации работы. Каким образом исполнительные органы будут проводить проверку компании пока остается загадкой.
В 2021 году сроки проверок будут сокращены: если ранее срок составлял 20 дней, то теперь не будет превышать 10. Из этого следует, что подготовку отчетности придется проводить еще быстрее, а это невозможно при отсутствии компетентных кадров. Инспекционные визиты, внедрение которых запланировано в начале июля, будут занимать всего лишь один день, что означает необходимость быть заранее подготовленными. При автоматизации работы компании это станет возможным.
Таким образом, движение в сторону публичных реестров и электронного документооборота станет одновременно и проблемой, и новой возможностью для бизнеса. Вначале компаниям будет сложно перестраиваться, их ждет поэтапный процесс адаптации к новой системе регулирования. Однако после необходимых настроек процесса деятельность войдет в свою колею, открыв новые возможности для развития.
Управляющий персонал в случае грамотного подхода к делу освободит массу времени для выполнения других задач, так как не придется больше встречать инспектора, проводить «экскурсию» по организации с поиском документов и других доказательств законопослушной работы. Достаточно будет вовремя вносить необходимые сведения в общий реестр, откуда их получат государственные органы. На этом проверка будет завершена, без взаимодействия, без коррупционных преступлений.
Ожидаемо, что столь значительные изменения не пройдут бесследно и незаметно, особенно в текущих непростых условиях на рынке. «Полосу препятствий» смогут пройти лишь компании, которые:
— быстро адаптировались к изменившимся условиям труда;
— добились вовлеченности персонала в работу организации;
— обучили сотрудников навыкам, которые позволят эффективно работать в новых обстоятельствах;
— наладили управление настолько, что оно соответствует актуальным запросам со стороны властей;
— внедрили в бизнес-процессы цифровые технологии, позволяющие создать взаимодействие с клиентами, систему передачи информации и увеличить продажи.
Прогресс не стоит на месте, скорейшая оптимизация бизнес-процессов становится необходимым преобразованием, чтобы противостоять конкурентам и пробираться по волнам экономических перепадов. Таким образом, изменится не только общее положение дел в организации, но и работа с госорганами.