Источник: Известия
В 2020 году на рынке складской недвижимости России, кроме Московского региона, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, заключили рекордный объем сделок за всю историю наблюдения — 851 тыс. кв. м, что на 45% больше уровня 2019 года. Эта информация следует из обзора международной консалтинговой компании Knight Frank, который поступил в «Известия» в пятницу, 26 марта.
«Подобные изменения структуры ввода отражают наметившийся тренд на развитие региональных складских рынков России», — отмечают в Knight Frank.
Самая высокая доля в структуре спроса на такую недвижимость в прошлом году была в сегментах розничной торговли — 58% против 20% годом ранее, онлайн-торговли — 23% против 22% в 2019-м.
Лидерами по объему спроса на качественную складскую недвижимость в регионах в 2015–2020 годах стали Екатеринбург — 19,9% и Новосибирск — 17,8%.
Всего в прошлом году в России ввели 1,8 млн кв. м складских площадей, из которых 45% (837 тыс. кв. м) — в Москве, 17% (312 тыс. кв. м) — в Санкт-Петербурге и 38% (745 тыс. кв. м) — в остальных регионах. В прошлом году структура ввода новых качественных складов изменилась: если в 2019-м 56% складов ввели в Москве, то в 2020-м показатель снизился на 12%.
Кроме того, увеличилась доля собственных и построенных под заказ объектов.
В Knight Frank объясняют это выходом на региональные рынки крупных федеральных компаний, которые имеют специальные требования к складам, а также небольшой долей свободных площадей в спекулятивных объектах.
В частности, региональный директор, директор департамента складской и индустриальной недвижимости Knight Frank Константин Фомиченко указал, что этом году в регионах объем ввода новых качественных помещений для складов составит от 800 до 900 тыс. кв. м. Ожидается, что в 2021 году совокупный объем новых региональных сделок может превысить 1 млн. кв. м. Доля вакантных площадей снизится и составит 4–4,5%.
В январе участники рынка недвижимости сообщили «Известиям», что россияне начали массово скупать коммерческие площади. Так, в 2020 году спрос на небольшие торговые помещения (60–90 кв. м) на первых этажах домов в стране вырос на 25–30%, на маленькие офисы (30–50 кв. м) — на 10–15%. Среди покупателей помещений стрит-ритейла стало больше обычных людей — их доля составила 80%.