Главная » НЕДВИЖИМОСТЬ » Построение загородного будущего

Построение загородного будущего

Источник: Загородное Обозрение

Источник фотографии

Чиновники прочат индивидуальному строительству те же правила, что действуют в многоквартирном, — с эскроу и ДДУ. Профессионалы рынка предложили свой взгляд на векторы и тренды развития, опираясь на знание потребительских предпочтений и общие для страны и мира тенденции.

Законопроект, разработанный Минстроем, еще не внесен в парламент, и предсказать его окончательный вид невозможно. Речи о запрете традиционной схемы реализации коттеджных поселков в нем сейчас нет, упор сделан на комп-лексное развитие территорий.

Тем временем на рынке уже происходят заметные изменения, и некоторые усилятся с введением новых правил.

На две пятилетки

На загородной секции Международного жилищного конгресса Алексей Кузьминых, парт-нер консалтинговой группы PMG, дал прогноз развития рынка загородной недвижимости до 2034 года, основанный на мнениях участников форсайт-сессии. Они представляли банки, блогосферу, строительные компании, госорганы, IT-компании, девелоперов, потребителей, архитекторов, производителей и поставщиков стройматериалов.

Будущее рынка связано с усилением роли государства, которое возьмет под контроль разрешения на строительство малоэтажных (в том числе коттеджных) комплексов. В результате ожидается усложнение разрешительной документации и отчетности, а следом неизбежный рост коррупции, спрогнозировали участники форсайт-сессии. Рынку обещают развитие типовой застройки пригородов крупными компаниями, монополизирующими рынок, рост спроса на готовые решения и быстрые покупки «по каталогу». Из-за продолжающегося роста цен на материалы, оборудование и одновременного снижения платежеспособного спроса будут выбираться самые экономичные решения, качество домов снизится. Индивидуальные проекты, качественные материалы и кастомные решения уйдут в категорию элитных домов. Поколение Z сделает массовыми аренду или шеринг вместо покупки дома. Цифровые сервисы по выбору домов станут обязательными.

Срез момента

Оказавший сильное давление на рынок индивидуального домостроения в 2021 году рост цен на материалы продолжается, и, по прогнозам профессионалов, велика вероятность нового повышения с началом строительного сезона. Из-за подорожания в массовом сегменте обладатели участков заменяют материалы менее качественными аналогами или откладывают строительство.

В высокоценовых сегментах другие средства — уменьшение площади дома, оптимизация состава помещений или отказ от некоторых дополнительных построек. Тем не менее на фоне городских новостроек, где метр стоит в среднем 190 тыс. руб., а в бизнес-классе приближается к 300 тыс. руб., загородный дом в комплектации «теплый контур» по цене около 100 тыс. руб. за метр выглядит очень привлекательно, считает Дмитрий Майоров, гендиректор компании «Русь: НТ». Хотя конечные вложения в загородное домовладение будут соизмеримыми в силу его большей площади, большего числа санузлов, благоустройства участка и прочего.

Ценовой рост продолжится, но в перспективе ближайших лет Алексей Потапов, гендиректор компании «Ламбери», видит возможность стабилизации цен на загородные объекты.

Быстрые решения

Тренд на быстрые и готовые решения тоже очевиден.

Покупатели, в том числе в премиум-сегменте, уже используют ускоренный выбор из унифицированных предложений, отмечает Дмитрий Майоров, большинство принимает решения значительно быстрее, чем еще год назад, причем на основе проекта из каталога компании — «это устраивает, но надо добавить одну спальню» или «вместо спа-зоны сделать кабинет».

«Унификация — это не плохо. Мы в коттеджном поселке «Ламбери» сделали проект «Йорк». По сути, это типовой дом, но у него много опций, планировочных и цветовых решений, даже вариантов фасадов три. Оно и понятно, каждый участок с индивидуальными особенностями — конфигурацией, инсоляцией, поэтому сажать типовые дома в ряд нерационально. И типовой дом можно использовать по-умному, на благо заказчика и архитектуры», — комментирует Алексей Потапов.

По мнению Сергея Бобашёва (Lifedeluxe) экономика загородной жизни (в привычном для петербуржцев формате «квартира плюс дом для отдыха») говорит в пользу аренды, а не покупки. И именно сегменту рекреационных объектов под сдачу в аренду предстоит активное развитие.

Цифра и монополии

Использование цифровых сервисов уже стало реальностью для покупателей и жителей коттеджных комплексов. Есть примеры сделок с участками и домовладениями без выезда «на местность». Компании предлагают видеотуры, быстрые сделки и прочее.

Однако большинство покупателей предпочитают «выбирать ногами», поскольку необходимо оценить много параметров участка, от рельефа до шума с дороги.

Выбирать онлайн удобно из типовых решений, а развитие стандартных продуктов, по данным Алексея Кузьминых, приведет на рынок большие корпорации с госучастием или возможностью получить преференции. Они и монополизируют большую часть рынка, и привлекут инвесторов с масштабным финансовым ресурсом.

Примеры, когда застройщики городских многоэтажек приходят в загородное или пригородное строительство, есть. «Корпорация «Строительный трест» работает и на высотной городской застройке, и на коттеджной в пригороде. Будет ли это явление массовым? Сомневаюсь: абсолютно разные рынки, получается очень серьезная конкуренция с малыми и мобильными компаниями, у которых иначе организованы бизнес-процессы и финансово-экономическая модель другая», — оценивает Алексей Потапов перспективы ближайших лет.

Дмитрий Майоров проводит аналогию с авторынком, на котором премиальные бренды принадлежат компаниям, производящим массовый продукт. Однако работа на разные целевые группы потребует разных маркетинговых и экономических подходов, и достичь успеха на новом, хоть и смежном поприще, удастся не сразу. Это вполне вероятно в отдаленной перспективе, полагает гендиректор «Русь: НТ».

Z-фактор

В прогнозах предпочтения собственности или аренды мнения расходятся. Дмитрий Майоров считает, что часть молодого поколения арендную плату за жилье воспринимает как текущие расходы. «А покупка дома, ставшая менее доступной из-за роста цен, вычеркивается из планов — хотя бы с целью избежать фрустрации из-за ее недосягаемости. Наверное, проще сказать себе: «Не очень-то и хотелось». Ипотека с господдержкой, как мы видим по рынку квартир, в основном используется для капитализации накоплений их обладателями и никак не работает на доступность кредитуемого жилья для большей части молодежи». Таким образом, налицо еще одно расслоение покупательского спроса. Возможно, выход в очень долгосрочном кредитовании с низкой ставкой (на 30 лет под 3–4%) с размером ипотечных платежей, сопоставимым со стоимостью аренды».

Алексей Потапов уверен, что молодые люди «поколения шеринга», как поколение хиппи в свое время, по мере взросления, с появлением семьи и детей станут такими же респектабельными членами общества, нацеленными на единоличное пользование жильем: «когда все пополам, это быстро приедается». Тем более что ценность своего дома и качественной, здоровой среды обитания, по данным Алексея Кузьминых, будет устойчиво повышаться.

Дмитрий Майоров, член совета директоров корпорации «Русь», генеральный директор компании «Русь: Новые Территории»

Пандемия заметно изменила сознание: мы надолго запомнили, что границы могут закрыть в один день, и это знание серьезно влияет на отношение к владению заграничным «вторым домом» и желание иметь дом своей в стране.

Рынок загорода будет развиваться по аналогии с авторынком, где мы видим унификацию платформ, максимизацию функциональности, сведение к минимуму индивидуальности, с тем чтобы результат устраивал 80% покупателей. На авторынке типовые механизмы изготавливают на конвейере, что дает снижение себестоимости за счет масштабирования. Идет укрупнение участников рынка. И премиальные бренды переходят в собственность компаний масс-маркета, а не наоборот.

Допускаю, что на загородном рынке маленькие компании в перспективе будут работать в качестве «тюнинговых ателье», если нужно пристроить к дому террасу, зимний сад или бассейн. Однако крупным игрокам рынка городских новостроек не так просто наладить бизнес-процессы — привычную для них стратегию быстро построить и быстро продать — для рынка загорода, где другая рентабельность, другое деление по классам, другая роль местной власти. И стремление минимизировать индивидуальность в пользу рентабельности может привести к высокоплотной застройке, снижающей привлекательность жизни за городом. Будущее рынка будет зависеть от того, найдут ли профессионалы правильный баланс.

Алексей Потапов, генеральный директор компании «Ламбери»

В долгосрочной перспективе недвижимость будет дорожать. Не потому, что мне так хочется. Низкий спрос 2019-го и предшествующих лет фиксировал производство строительных материалов в определенном объеме. Начавшийся послепандемийный рост 2020/2021 года привел к дефициту строительных материалов. Как следствие, выросла стоимость квадратного метра, и это наложилось на накопленный спрос. Эдакий идеальный шторм рынка недвижимости.

Загород растет быстрее города, это мировой тренд, и нас он стороной не обойдет.

Мой прогноз: в ближайшие годы рынок стабилизируется, рост стоимости будет соизмерим с текущей инфляцией. Растущая стоимость строительных материалов не позволит застройщикам строить впрок, надеюсь, это поможет избежать пузыря цен.

Высокая стоимость материалов приводит к снижению качества строительства, попытке «оптимизировать» себестоимость за счет дешевых материалов. Эта тенденция, помноженная на низкое качество загородной архитектуры, не позволит создать вокруг Петербурга комфортные и уютные «парижские предместья». Хорошие проекты с продуманной архитектурной концепцией будут в дефиците. Тем они и ценны.

Стоимость земли неподалеку от КАД приводит к желанию застройщиков снять с каждой сотки как можно больше полезных метров. Поэтому качественные проекты всегда будут штучным продуктом. По-другому не бывает.

Участвуя в работе жюри премии «Поселок года», просмотрев более сотни заявок, могу сказать, что картина по всей России не очень радостная: на сотню поселков не более десятка качественных проектов.

Константин Пороцкий, управляющий партнер ГК «Омакульма»

Есть два варианта развития. Возможно, нынешнее оживление на загородном рынке даст должный толчок его развитию в целом. Появится и нормальный продукт, недорогой, понятный, и массовое загородное малоэтажное жилищное строительство станет развиваться в пригородах. И часть спроса уйдет из города в пригороды, а также вырастет спрос на дачи. Для всего этого на рынке должны появиться и удержаться интересанты — девелоперы и покупатели. С другой стороны, должно быть и достаточно денег. Если хватит денег и сохранится интерес к загородному рынку, он будет развиваться активно. Я не уверен, что при этом цены будут расти, они и так запредельные. Но важно, чтобы росло количество сделок.

Второй вариант — мы потихоньку сползем к допандемийному уровню, и «загородка» даже станет дешевле в некоторых сегментах. Девелопменту, что называется, не хватит керосина, тем более под давлением вторичного рынка.

Надеюсь, нас ждет первый вариант развития событий. Мешает почти полное отсутствие инфраструктуры, поэтому в жилом комплексе «Омакульма-Аннино» мы строим свою. Но у меня большие ожидания от новых правил игры: Минстрой на днях опубликовал, наконец, законопроект о развитии ИЖС, который вводит на нашем рынке понятие проектного финансирования. Вместе с ипотекой на ИЖС перспективы становятся качественно иными, на рынке должен появиться полностью сформированный продукт — прозрачный с проектной точки зрения, ликвидный и доступный. В таком случае в ближайшие годы нас ждет бум индивидуального домостроения.

Сергей Бобашёв, руководитель проекта LifeDeluxe.ru

Сегодня есть сегменты, которые однозначно будут развиваться: это все, что связано с арендой загородного жилья и развитием турбаз, рекреационной инфраструктуры. При этом важно отметить, что как раз развитие туризма тормозит развитие рынка дач, поскольку многие из тех, кто не может позволить себе купить дачу, обращаются к домам отдыха и турбазам, которые предлагают гораздо больше услуг, чем может предоставить частный дом.

Покупать коттедж для отдыха на выходных и во время отпуска за 15 млн руб. — слишком дорого, и он никогда не окупится. Но можно 15 лет подряд снимать жилье, тратя миллион рублей в год, и отдыхать с полным комфортом. В сегменте дачных коттеджей экономика однозначно говорит в пользу аренды. Постоянному проживанию за городом мешает дефицит инфраструктуры.

На загородном рынке застройщику придется предложить интересный покупателю продукт. В этом году цены на стройматериалы выросли в два и даже в три раза по некоторым позициям. Девелоперы в ужасе. Что будет через 5–10 лет, зависит от того, сохранится ли массовый спрос. Появится ли на рынке продукт массового спроса. Для него придумают, как быть с материалами и технологиями: вместо слишком дорогого дерева будут строить из цемента и металлокаркаса.

А если все останется как сейчас, продолжат работать небольшие производители и на малых объемах будут отращивать маржу.

Но, скорее всего, через 5–10 лет после очередного всплеска рынок ждет период застоя.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*