Минюст разработал концепцию нового закона, по которой досудебный возврат задолженности станет обязательным, а в реестр Федеральной службы судебных приставов (ФССП) должны будут включаться не только коллекторы, но и сами кредитные организации. В результате рынок агентского взыскания может вырасти в полтора раза уже в 2020 году, а правозащитники ожидают серьезного усугубления проблем должников, сообщает «Коммерсант».
Концепция закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц», который должен заменить вызывающий многочисленные вопросы закон о взыскании долгов физлиц, разработана Минюстом совместно с ФССП. Новый законопроект должен быть подготовлен и внесен в правительство до конца года.
Концепция, в частности, предполагает установление обязательного досудебного (претензионного) порядка возврата просроченной задолженности физлиц. Взыскатель сможет обратиться в суд, только если должник не погасит долг в 30-дневный срок после получения предложения о возврате просрочки. Сейчас кредитор может обратиться в суд с любого дня просрочки: предполагается, что новый порядок уменьшит решение споров в судебном порядке, снизив нагрузку на судебные органы и ФССП.
При этом в соответствии с новым законом включаться в реестр ФССП должны будут не только коллекторы, но и любые организации, занимающиеся возвратом просроченной задолженности. К ним относятся банки, микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, а также операторы связи, управляющие компании ЖКХ, ресурсоснабжающие организации, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами. Присутствие в реестре позволит им встречаться и звонить должнику, направлять ему электронные сообщения и использовать «робота-коллектора». Без включения в реестр должнику можно будет лишь отправлять письма по почте, электронной почте или через «личный кабинет».
При этом включенные в реестр организации должны будут обеспечить ведение и хранение аудиозаписей разговоров с должниками, записи всех видов сообщений, застраховать свою ответственность за причинение убытков должнику (годовое покрытие — не менее 10 млн рублей. Необходимо будет также заплатить госпошлину (100 тыс. руб.) и подготовить ряд документов.
Участники рынка считают требование о включении всех взыскателей в реестр нецелесообразным. По их словам, надзор за соблюдением банками закона о взыскании долгов находится в компетенции ЦБ, и введение нового реестра и регулирование со стороны ФССП приведет к дублированию функций, а само включение в реестр не будет сколько-нибудь эффективным. К тому же включение в реестр подразумевает и формальные расходы, не относящиеся непосредственно к правилам взаимодействия при возврате долга.
Коллекторы же отмечают, что такие новации в регулировании сделают процесс возврата долга для непрофессиональных взыскателей нецелесообразным: организации начнут отказываться от внутренних служб взыскания в пользу профессиональных коллекторов для минимизации расходов и риска административной ответственности. В связи с этим рынок агентского взыскания может вырасти в полтора раза уже в 2020 году.
Правозащитники также считают, что нововведения не будут способствовать эффективной защите должников: реестр вырастет в разы, и регулятору просто не хватит мощностей, чтобы осуществить надзор за всеми включенными в его состав. Кроме того, предлагаемый претензионный порядок работы с задолженностью затянет процедуру взыскания: пока кредитор будет направлять должнику уведомление и ждать ответа, проценты по долгу продолжат накапливаться. В ЦБ указали, что какие-либо комментарии преждевременны, так как концепция законопроекта только обсуждается.