Экономисты из университетов Китая, Германии и США опубликовали исследование, предрекающее России банковский кризис из-за высокого доходного неравенства. В работе «Неравенство и рост кредитования в российских регионах» ученых из университета Хэнаня (КНР), университета Зеппелин (ФРГ) и Калифорнийского госуниверситета (США) на примере России впервые показана прямая зависимость между ростом доходного неравенства и частного кредитования в крупных развивающихся экономиках.
Авторы исследования основывались на гипотезе, которую в 2010 году выдвинул профессор Чикагского университета, экс-глава ЦБ Индии Рагурам Раджан. Ее суть состоит в том, что стимулирование доступа к дешевым кредитам, включая ипотечные, вместо перераспределения доходов в США привело к финансовому кризису 2008-2009 годов и бурному росту цен на недвижимость, пишет «Коммерсант».
Авторы исследования указывают, что сильную связь между ростом неравенства и частного кредитования уже обнаружили ученые в США, Австралии, Великобритании и Канаде, схожие результаты получены и для экономики Литвы. Однако на больших переходных экономиках эта гипотеза не проверялась. При этом в России отмечается резкий рост расслоения и подверженность глубоким экономическим, валютным, банковским и финансовым кризисам. Причину этого эксперты видят в популистской макроэкономической политике, низком качестве управления, сильной зависимости от экспорта топлива и структурных проблемах экономики.
Также отмечается, что рост неравенства в России сопровождался бурным ростом кредитования: доступ к кредитам стал своего рода политическим ответом на расслоение общества. Хотя российские власти признают, что рост кредитования угрожает макроэкономической стабильности и неоднократно заявляли, что намерены увеличить объемы перераспределения в пользу самых бедных граждан, системной политики, направленной на снижение доходного неравенства в РФ, не проводится.
Сами россияне между тем вынуждены брать кредиты, поскольку им становится все труднее поддерживать жизненный уровень. По данным Росстата, половине российских семей (48,2%) денег хватает только на еду и одежду, но не на товары длительного потребления, включая смартфон, холодильник, стиральную машину и мебель.
Самая высокая доля респондентов, которые не могут позволить себе товары долговременного пользования, — среди молодых семей (59,2%) и семей, состоящих только из неработающих пенсионеров (57,9%). Почти 15% российских семей сообщили, что им хватает денег только на еду, а покупка одежды и оплата услуг ЖКХ вызывают затруднения. Как отмечают эксперты, более 50% россиян приобретают товары только со скидками, отказаться же от промоакций товарные сети не могут из-за опасений роста конкуренции.