Эльвира Набиуллина
Банк России / YouTube
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина считает меры «количественного смягчения» и тем более активные прямые вливания в экономику — так называемые «вертолетные деньги» — не актуальными для России, передает «Интерфакс». Сейчас хватает стандартных инструментов денежно-кредитной политики, заявила она.
«Покупка на рынке ценных бумаг и гособлигаций центральными банками — это нестандартные меры, это мера «количественного смягчения». И обычно ее применяют страны, которые уже исчерпали возможность применения стандартных мер, у которых ставки около 0% или даже в отрицательной зоне.
И им нужно принимать меры для того, чтобы повышать инфляцию, возвращать инфляцию к цели в странах, где очень низкая инфляция. У нас такой ситуации нет: у нас ключевая ставка пока 6%. И у нас есть все возможности для того, чтобы использовать стандартные инструменты денежно-кредитной политики», — сказала она.
«В таких сложных условиях адресная, прямая поддержка — одна из мер, и наше правительство применяет эти меры, увеличивая пособие по безработице и выдавая гранты компаниям для выплаты заработных плат, для того, чтобы поддержать доход граждан, и другие адресные меры семьям с детьми. Поэтому это абсолютно нормально, но это все находится в компетенции правительства и бюджетных решений», — добавила председатель ЦБ.
В отношении ЦБ «иногда обсуждают и путают прямые выплаты с так называемыми «вертолетными деньгами», отметила Набиуллина.
«И как раз прямые выплаты — возможны, нужны в таких условиях. Но «вертолетные деньги» как способ проведения денежно-кредитной политики и нестандартный способ, когда исчерпаны, по сути дела, даже возможности таргетированного «количественного смягчения», когда центральные банки покупают разного рода облигации, не только государственные, но уже и «мусорного» рейтинга — эта тема обсуждается, но для нас как инструмент проведения денежно-кредитной политики — он, конечно, совершенно не актуален», — уверена глава ЦБР.
«Еще раз — прямые выплаты как элемент социальной поддержки — безусловно, в таких условиях должен быть, но «вертолетные деньги» и через денежно-кредитную политику — это совершенно другое, и в этом нет никакой необходимости в наших условиях», — отметила она.
Термин «вертолетные деньги» (helicopter money) восходит к экономисту Милтону Фридману, который в 1969 году первым сформулировал эту концепцию в работе «Оптимальное количество денег».
Фридман считал, что центральные банки всегда имеют возможность увеличить денежную массу за счет вновь напечатанных банкнот. Его идея в том, что увеличить инфляцию и стимулировать экономическую активность можно с помощью передачи денег непосредственно домохозяйствам (словно разбрасывая купюры с вертолета, как когда-то листовки), которые, располагая более значительными средствами, будут активнее их тратить.