Путин снял с чиновников персональную ответственность за падение доходов россиян, объяснив его «объективными причинами»
Пресс-служба Президента России
Президент РФ в новой серии проекта ТАСС «20 вопросов Владимиру Путину объяснил «объективными причинами» падение реальных доходов россиян и не стал называть персонально ответственных за эту ситуацию. «Что можно сказать про персональную ответственность, если снизились цены на нефть на мировом рынке?» — сказал глава государства.
Он добавил, что Россия постепенно отходит от нефтегазовой зависимости и доля ненефтегазовых доходов растет, «но это требует времени, это не сделаешь одним щелчком пальцев». Стагнация, по словам Путина, также связана с резким падением цен на энергоносители. «Пока все у нас росло, нефть-то была 100 и больше долларов за баррель. А сейчас 60. Разница есть? В два раза почти. Поэтому мы и вышли на эти национальные проекты с тем, чтобы изменить структуру экономики и подтолкнуть развитие на собственной базе. Но ждать годами люди тоже не могут», — признал Путин.
Президент в очередной раз повторил, что его «очень беспокоит» падение реальных доходов россиян. «Я вообще понимаю, что это одна из самых ключевых социальных проблем. Обязательно мы должны что-то сделать, правительство должно что-то сделать для того, чтобы это подтолкнуть, способов много», — сказал Путин.
Говоря об инфляции, снижения которой россияне, заглядывая в холодильник, не замечают, президент заявил, что цены «растут минимально», и начал вспоминать, какая ситуация была в начале 2000-х и 90-х годах: «20,5, по-моему, была инфляция. А в 1999-м, когда я стал председателем правительства, была 36, по-моему, 35. А в 1992-м — 2600 пунктов было, а сейчас 3, в районе 3 крутится, где-то 3,4-3,5». Путин подчеркнул, что это имеет значение.
«Другое дело, что наряду с таргетированием инфляции нужно, конечно, поднимать реальные доходы граждан, это совершенно очевидно. В условиях нашей структуры экономики это не так просто, но дополнительные усилия правительство точно обязано предпринять, вот сейчас мы это и обсуждаем», — добавил глава государства.
Во время беседы Путин также дал понять, что Россия находится в состоянии экономической стабильности, а не застоя, при котором происходит «движение назад, никакого развития». Отвечая на реплику журналиста Андрея Ванденко, что с 2008 года в РФ начался «бег на месте общеукрепляющий», Путин опять-таки привел в пример ситуацию в начале его прихода к власти: база тогда была «просто ничтожной», долги государства составляли 145 миллиардов долларов, а за чертой бедности жили 42 млн человек. Впрочем, признал президент, бедных и сейчас много — 13,5 млн, «но это все-таки не треть» населения.
«Не видно было конца и края, было непонятно, как мы с этим разберемся. У нас с тех пор до сегодняшнего дня, я сейчас буду говорить, и люди начнут сомневаться, но это факт: реальная заработная плата выросла на 4,2%, пенсии — почти в 3 раза, 2,9, и реальные доходы на 2,4 подросли, в 2,4 раза», — перечислил Путин. При этом он согласился: это не означает, что «сегодня все хорошо, даже наоборот». «И более того, люди сравнивают не с тем, что было вчера, как было плохо вчера, а с тем, как должно быть хорошо завтра. И когда они не видят того, чего они хотят видеть, это вызывает разочарование. Честно говоря, я тоже так к этому отношусь», — сказал президент.
Говоря о мировом экономическом кризисе 2008 года, Путин два раза подчеркнул, что он разразился «не по нашей вине» и пришел в Россию извне. Он напомнил, что, будучи в это время председателем правительства, «вынужден был» сказать публично рискованную вещь — что не допустит повторения кризиса 1998 года, «когда грохнулись все накопления граждан». «И мы этого не допустили, но это действительно негативно сказалось на нашем развитии. Но, честно говоря, не мы в этом были виноваты. Это мировой финансовый, а потом и экономический кризис, который пришел извне», — резюмировал Путин.
После выхода новой серии интервью президента о стагнации доходов россиян спросили и его пресс-секретаря Дмитрия Пескова. Журналисты спросили, почему доходы россиян не росли в последние годы, несмотря на профицит бюджета и макроэкономическую стабильность. Песков ответил, что макроэкономическая стабильность — это «запас прочности», и без нее «мы могли бы столкнуться с падением уровня доходов населения, таким, как это было, например, в 1990-х годах».
По словам Пескова, в 2019 году падение доходов удалось остановить благодаря нацпроектам. «Это сам по себе результат важный, который позволяет рассчитывать на то, что в предстоящие годы можно будет выйти на позитивную динамику», — цитирует его РИА «Новости».
В январе аудиторы Счетной палаты пришли к выводу, что новых социальных инициатив, выдвинутых Путиным, может оказаться недостаточно, чтобы вывести из бедности почти 1 млн россиян в 2020 году. В заключении на проект поправок в федеральный бюджет на 2020-2022 годы аудиторы отметили, что прогноз правительства по сокращению уровня бедности в стране до 10,8% за этот период завышен, и «не все инструменты ориентированы непосредственно на малообеспеченное население».