Меры государственной поддержки развития регионов Северного Кавказа пока не достигли ожидаемого эффекта. В макрорегионе не наблюдается существенного улучшения инвестиционного климата, заявила аудитор Счетной палаты России Светлана Орлова во вторник, 22 октября. Она особо выделила сохранение напряженности на рынке труда.
За 2017-2018 годы удалось реализовать лишь 9 из 27 запланированных инвестиционных проектов, что привело к созданию только 577 рабочих мест, отметили в ведомстве. Кроме того, стратегия развития Северного Кавказа была разработана еще в 2010 году и с тех пор не обновлялась, подчеркнула аудитор. Ее выводы опубликованы на сайте Счетной палаты.
Счетная палата назвала нынешний механизм реализации инвестпроектов «сложным, непрозрачным и сопряженным с коррупционными рисками». Выделяемые деньги получают акционерные общества субъектов Северного Кавказа, а у федеральных органов нет полномочий на участие в управлении деятельностью этих обществ.
За этот срок на реализацию госпрограммы социально-экономического развития макрорегиона было направлено 8,8 млрд рублей, в том числе 5,5 млрд из федерального бюджета. При этом в 2017 году удалось привлечь только 22 процента запланированных внебюджетных инвестиций, а годом позднее — 36 процентов. В 2019 году власти направили на меры господдержки еще 2,4 млрд рублей федеральных средств.
Выводы Счетной палаты поддержал первый заместитель министра финансов РФ Леонид Горнин. При этом он акцентировал внимание на вопросах повышения уровня стратегического планирования. «В стратегических документах, — отметил он, — должна быть увязка с экономической специализацией территории и национальными целями», — сказал он.
Леонид Горнин также подчеркнул, что «на сегодняшний день остается открытым вопрос эффективности в использовании государственных средств и контроля за всем процессом их использования до конечного получателя, а также эффективности и прозрачности деятельности институтов развития субъектов Российской Федерации».
Министерство по делам Северного Кавказа (Минкавказ) обещает учесть все замечания и рекомендации Счетной палаты в дальнейшей работе. «Мы согласны с выводом о том, что в настоящее время инвестиционные проекты, в которые вложены средства госпрограммы, не запущены в полном объеме, — отметил министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев. — Но здесь причина не в эффективности использования средств, а в задержке сроков их реализации, на что повлияло множество факторов, которые в первые годы реализации механизма не до конца были оценены. Но хочу подчеркнуть, что опыта реализации такого механизма в России пока нет, и мы нарабатываем его уже в процессе реализации».
Отметим, что северокавказские республики Чечня и Дагестан входят в пятерку самых дотационных регионов. Там же находятся Якутия, Камчатский и Алтайский края. На них приходится 30,8% всех дотаций, причем размер дотаций рос больше восьми лет.
Дополнительными причинами на получение дотаций регионами в 2019 году стали санкции США, в результате которых могут снизиться налоговые поступления в бюджеты, и майский указ президента РФ Владимира Путина. Всего нацпроекты из указа обойдутся в 14 трлн рублей за шесть лет, заявил первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов 2 октября в ходе совещания Путина с членами правительства.
Однако деньги федерального бюджета идут не только на исполнения майских указов президента, во всяком случае в Чечне. В июне сообщалось, что содержание в чистоте парка главы республики Рамзана Кадырова обходится российским налогоплательщикам в 33,9 млн рублей. Сам Кадыров при этом в начале года заявлял, что в Чечне улучшается социально-экономическая ситуация, а премьер-министр Дмитрий Медведев в ответ отметил, что республика становится самодостаточной.
При этом чеченский бюджет на 80% состоит из поступлений из федерального бюджета. А сам Рамзан Кадыров жалуется, что Чечня получает слишком мало денег, иначе бы «цвела и расцветала».
Кадыров также считает, что «денежный дождь» проливается на Чечню не под какие-нибудь обязательства развивать экономику страны и общественные институты, а просто так, как божественная благодать. В 2011 году он утверждал, что деньги Чечне «дает Аллах».