Все страны должны сначала решить вопрос очистки трубопровода «Дружба» от грязной нефти, а обсуждение компенсаций его замедлит. Такое мнение высказал вице-премьер РФ Дмитрий Козак.
«Вопрос компенсации — с Белоруссией мы следуем ранее достигнутым договоренностям в рамках рабочей группы, которая сейчас есть. Может, первые методические подходы они прорабатывают, но это не приоритет сегодня. Ситуация с польской стороной — это подтверждение, что как только мы переключимся на вопрос компенсации издержек, все акценты переместятся в другую сторону, и мы не сможем очень долго решить вопрос освобождения трубы от некачественной нефти», — сказал Козак. Его слова приводит ТАСС.
Он пояснил, что уже достигнуты первые договоренности по вопросу откачки загрязненной нефти из трубы. «Частично вопрос [по ситуации с нефтепроводом «Дружба»] решен. На белорусские предприятия, в Словакию, Венгрию стандартная нефть уже поставляется. Что касается окончательного освобождения трубы с белорусской стороны — дорожная карта согласована в полном объеме и в настоящее время она уже начала реализовываться в городе Полоцке. Готовятся емкости соответствующие белорусской стороной для того, чтобы освободить некондиционную нефть из трубы с Польшей. В четверг состоятся еще дополнительные переговоры, там требуется уточнить некоторые детали», — добавил Дмитрий Козак.
Однако переговорный процесс тормозится из-за позиции польской стороны. «Потому что с польскими коллегами не удалось договориться окончательно по поводу способа и условий освобождения нефтепровода от некондиционной нефти», — сказал вице-премьер.
По словам Козака, относительно способов и условий освобождения нефтепровода от некачественной нефти «очень много различных загвоздок» в переговорах с Польшей.
«Наши польские партнеры попросили дать им все окончательные условия на будущее. Если мы со всеми другими странами — Словакией, Венгрией, Белоруссией, Украиной договорились о том, что сегодня решаем технические вопросы, физическое освобождение нефтепровода от некондиционной нефти, то польские коллеги, несмотря на то, что в начале был такой же конструктивный диалог, вдруг неожиданно захотели узнать, какая скидка будет на эту нефть, и так далее. Поэтому в четверг состоятся дополнительные переговоры», — отметил вице-премьер.
Он выразил надежду, что в четверг решение будет найдено. «Пока еще [об объемах] идет диалог. В конце апреля договорились, что каждая страна возьмет на себя столько нефти, сколько необходимо, чтобы освободить трубу. Но на сегодняшний день возникли вопросы по цене. Это естественные вопросы, мы не драматизируем эту историю. Я думаю, что в четверг мы найдем соответствующее решение. В конечном итоге, вся Восточная Европа и Западная Европа заинтересованы в том, чтобы нефтепровод как можно скорее освободился», — заключил Козак.
Из-за того что 1,2 млн тонн грязной нефти остается в трубах на территории европейских стран, нефтепровод до сих пор не заработал, хотя должен был начать прокачку в понедельник. Еще 1,5 млн тонн нефти, уже извлеченной из трубопровода, сейчас пытаются продать трейдеры, но покупатели отказываются ее брать даже со скидкой 20%. Остается надежда продать загрязненную нефть в Китай.
План переработать загрязненную нефть, используя европейские мощности, провалился. Источники Reuters сообщили, что французская компания Total должна была перенести большую долю грязной нефти на свой нефтеперерабатывающий завод Leuna в Германии, чтобы там разбавить ее и переработать. Но на прошлой неделе на НПЗ Leuna произошел сбой, завод приостановил работу после отказа оборудования, который, по словам источников, возможно, был связан с переработкой загрязненной нефти, передает РБК.
«План рухнул. Кто-то должен придумать план Б, — сказал источник в отрасли, участвующий в дискуссиях о переработке грязной нефти. — На данный момент нет плана Б. Это тупиковая ситуация.
Рыночная стоимость известного сейчас объема загрязненной нефти (20 млн баррелей) — 1,5 млрд долларов. Даже если предположить, что его удастся продать со скидкой 20%, чистые потери составят 300 млн долларов — и это не считая компенсаций европейским странам и Белоруссии, пишет The Bell.
Напомним, 19 апреля концерн «Белнефтехим» сообщил о поставках некондиционной нефти из РФ. «Гомельтранснефть Дружба» 24 апреля остановил транзит «грязной» российской нефти в Европу. Оба белорусских НПЗ — ОАО «Мозырский НПЗ» (Гомельская область) и ОАО «Нафтан» (Витебская область) — сообщили об угрозе повреждения оборудования и почти на 50% сократили объемы нефтепереработки, а также вынужденно приостановили экспорт светлых нефтепродуктов в Украину, Польшу и прибалтийские страны.
«Белнефтехим» обнаружил в российской экспортной смеси Urals, поступающей транзитом в участок магистрального нефтепровода ОАО «Гомельтранснефть Дружба», повышенное в десятки раз содержание хлорорганических соединений, обладающих повышенной коррозионной активностью.
Некачественная российская нефть привела к выходу из строя дорогостоящего оборудования на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ).
Российское ПАО «Транснефть» выяснило, что источник загрязнения нефти находится на участке нефтепровода Самара — Унеча. Транзит «грязной» российской нефти по нефтепроводу остановили и в Польше, после чего о временной остановке транзита российской нефти заявили на Украине, в Словакии и Германии. Вице-премьер Дмитрий Козак призвал тогда не политизировать проблему, заявив, что она носит технический характер.
Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб сообщил, что Белоруссия рассчитывает до конца года начать импорт нефти, альтернативной российской нефти, через порты Прибалтики или Украины. Конкретный маршрут будет зависеть от условий сопредельных стран по перевалке и транспортировке.
2 мая в Белоруссию стало поступать качественное сырье, однако ранее отмечалось, что даже после этого система будет работать в «функционально ограниченном режиме», а на полное ее восстановление потребуется не менее полугода.
Советник президента «Транснефти» Игорь Демин заявил, что нефть в трубопроводе могла быть загрязнена намеренно. По его словам, вброс хлорорганических соединений осуществлялся через узел учета, принадлежащий «Самаратранснефтьтерминалу». В самой компании утверждали, что продали узел, и пригрозили подать в суд на «Транснефть».
В Следственном комитете РФ заявили, что «грязная» нефть была загружена в нефтепровод для сокрытия хищений сырья. В рамках возбужденного уголовного дела арестованы четверо подозреваемых участников организованного преступного сообщества: генеральный директор ООО «Нефтеперевалка» Светлана Балабай, заместитель генерального директора ООО «Нефтеперевалка» Рустам Хуснутдинов, генеральный директор ООО «Петронефть Актив» Владимир Жоголев, заместитель директора ООО «Магистраль» Сергей Баландин. Еще двое объявлены в розыск.
Россия и Белоруссия создали рабочую группу, которая должна разработать план мероприятий по восстановлению поставок нефти по «Дружбе», а также оценить убытки из-за поставок некачественной нефти.