«Нам нужно отменять ГОСТ или обновить поголовье скота»
Полку запрещенных к ввозу из-за рубежа товаров может прибавиться. На сей раз Национальная мясная ассоциация нижайше просит вице-премьера страны Алексея Гордеева поставить шлагбаум на пути заморской мясо-молочной продукции. Минсельхоз и Россельхознадзор эту идею поддержали, хотя правительство в целом добро не дало.
фото: pixabay.com
Под эмбарго в сумочке и чемодане путешественников (речь идет только о ручной клади) попадает в том числе и деликатесный сыр пармезан, что не особенно обрадовало российский истеблишмент. Проверено: 5 кило твердого сыра, если его нарезать тоненькими ломтиками и лакомиться, в аккурат хватает до очередной поездки гурмана за рубеж. А такой вес продуктов животного происхождения из стран ЕС пока еще ввозить в Россию можно. Таможня, так сказать, дает добро.
Похоже, что уже скоро этому кулинарному излишеству придет конец. Приятное исключение из возможного запрета предполагается сделать только молочным смесям для детей и детскому питанию. Причины столь жесткого ограничения? Через мясо-молочные продукты в Россию могут попасть опасные инфекции и африканская чума свиней.
Так ли страшна чума (свиней) как ее малюют?
Наш эксперт, доцент Тимирязевской сельхозакадемии Игорь Абакумов считает предложение Национальной мясной ассоциации никуда не годным. Пармезан, как и все твердые сыры, изготавливается из свежего, не пастеризованного молока. Оно выдерживается сроком от 6 месяцев до трех лет. И даже если предположить, что молоко холеных альпийских коров заражено страшным ящуром или иными бациллами, в период выдержки они все погибнут, будут подавлены кисло-молочными бактериями.
В общем и целом, пармезан, а ровно другие твердые и сверхтвердые сыры здесь совершенно не при чем. А отечественных сыров такой марки в стране нет и на сегодняшний день быть не может. Строгие государственный стандарт предписывает российским производителям варить сыры только из пастеризованного (не сырого) молока. Из такого пармезан не получишь.
Термообработанное молоко мы пускаем в производство только по той причине, что больше половины российских коров заражены лейкозом. Проблема эта всячески замалчивается, хотя понятно, что ее необходимо решать, и как можно быстрее.
Перейти на отечественный пармезан можно двумя путями. Первый — отменить существующие требования ГОСТа и «гнать» в производство сырое молоко. Но в этом случае мы как раз и можем стать угрозой заражения.
Путь второй — заменить поголовье крупного рогатого скота (КРС,) которое бы не болело лейкозом. Но это весьма затратный вариант.
Сегодня в аграрных кругах вынашивается идея в качестве эксперимента разрешить производителям работу с живым молоком. Но для этого сыровар должен иметь собственное стадо — сертифицированное, не подверженное ветеринарным болезням и в котором можно быть уверенным на все 100 процентов.
Пойдут ли на такой эксперимент отдельные сыровары?
— Предложение НМА — это не протекционистская мера, — считает известный подмосковный сыровар Олег Сирота,- и к ней нужно относиться совершенно спокойно. Если бы это была борьба с конкуренцией, оттеснением партнеров, я бы первый бегал и кричал, что кто-то желает стать монополистом. Но это обычная мировая практика — запрещать ввоз в страну мясо-молочных товаров с территории других государств. Попробуйте провести, допустим, в Германию килограмм колбасы или сыра из России. На таможне ваш багаж вытрясут и удалят все лишнее.
Можно сказать, что это перестраховка, риск, дескать, ничтожный, продолжает фермер. Но он есть. Несколько лет назад примерно по такой схеме в один из российских регионов вместе с сыром из Узбекистана завезли вспышку эпидемии ящура. Пришлось уничтожить чуть ли ни полностью поголовье скота в этом регионе. «Зачем — когда существует общепринятая мировая практика?», — задается риторическим вопросом наш собеседник.
Еще Сирота добавляет, что Россия как бы стоит на пороге изготовления своего пармезана. Технологически нашим сыроварам это по силам. Но в стране пока еще нет изобилия молока , не создана база для выдержки этого продукта.
Может, в последний момент федеральное правительство поняло, что в стране пока нет молочных рек и кисельных берегов. И по сообщению источников, заверило россиян что «никаких новых ограничений для граждан никто вводить не собирается».
Поедим — увидим.