Фото Getty Images
По итогам 2018 года можно сказать, что рынок ICO почти мертв. Взлетевший два года назад новый способ финансирования проектов не смог продержаться в фазе активного роста даже год и уже стремительно пошел на спад, увлекая за собой мечты и надежды несостоявшихся миллионеров из Instagram
Ожидалось, что 2018 год станет годом очищения для новой отрасли: все, кто обещал запустить бета-версии проектов и не успел проесть инвесторские деньги, наконец представят рынку обещанное; уровень финансовой грамотности повысится и откровенному «скаму» нечем будет поживиться, а биткоин если и не продолжит рост, то по крайне мере войдет в некоторую фазу стабильности.
В конце 2017 года появилась надежда, что проекты, которые вышли на свет в конце эпохи хайпа, более вдумчиво отнеслись к ICO как инструменту финансирования. По крайне мере те, которые обращались за консультациями, заранее начали готовиться к размещениям токенов, работать над прототипами продуктов до этапа активного сбора денег, взаимодействовать с аудиторией на «всем пути», а не только в фазе старта. Но даже это рынок не спасло.
Во второй половине 2018-го стало понятно, что лихорадка сошла на нет и дальнейших перспектив у отрасли немного: чтобы продолжать вкладываться, инвесторам нужны не расплывчатые обещания, которые прописывали в своих white papers все кому не лень, а четкие гарантии, что проекты будут запущены, а деньги инвесторов пойдут на дело и будут работать на прибыль.
Ноябрь 2018 года стал самым неудачным на рынке ICO за все время его существования. По данным аналитической компании Diar, в этом месяце проектам удалось собрать только $65 млн. В среднем за год этот показатель составлял $1,2 млрд в месяц, при этом еще в начале года (январе-феврале) сборы находились на уровне $2,5 млрд. Согласно отчету Diar, за 2018 год ICO-проекты в общей сложности привлекли $12,2 млрд. Если бы не закрытое ICO Telegram в марте на сумму $1,7 млрд и размещение токенов EOS в июне на сумму $4,2 млрд, то рынок вообще выглядел бы крайне печально.
Все ниже и ниже
Одной из главных причин обрушения рынка ICO, безусловно, стало падение курсов основных криптовалют. За последний год стоимость биткоина снизилась в пять раз. Если в декабре 2017 года курс криптовалюты преодолел барьер $20 000, то в декабре 2018 года он упал ниже $4000.
Аналитики объясняют такую динамику курса биткоина влиянием трех факторов: интересом институциональных инвесторов, планирующих закупить криптовалюту на минимумах, хардфорком Bitcoin Cash и решением Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) о санкциях в отношении проектов AirFox и Paragon, которых обязали зарегистрировать токены как ценные бумаги, вернуть деньги инвесторам и выплатить штрафы.
Дальнейшие перспективы биткоина в целом выглядят весьма туманными: есть несколько сценариев, и все они зависят как от действий участников рынка, так и от усилий властей в законодательном поле. В течение прошлого года регуляторы разных стран последовательно ужесточали требования по отношению к криптовалютам и ICO. Более строгие подходы к регулированию криптовалютной сферы анонсировали Япония, Сингапур, Гонконг и Эстония.
В декабре глава Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) Джей Клейтон заявил, что ICO может быть эффективным способом привлечения инвестиций, но при этом законодательство о ценных бумагах никто не отменял. Вслед за этим консультант SEC по цифровым активам и инновациям Валери Щепаник пояснила, что эмитенты ICO-токенов в США могут получить от комиссии так называемое письмо о непринятии мер, которое в некоторых случаях позволит обойти регуляторные требования, но главное условие — не наносить вред инвесторам.
Сплошное разочарование
Инвесторы, вложившиеся в ICO, уже успели понести серьезные потери. По данным компании EY, которая проанализировала наиболее заметные ICO на декабрь 2017 года и затем проверила их состояние на октябрь 2018 года, 86% токенов cейчас стоят меньше, чем в ходе первичного размещения.
Прошлый год стал периодом разоблачений: проекты, которые должны были показать уже не только прототипы, но и работающие модели, не смогли эволюционировать в реальный бизнес. Запускать перспективные стартапы на одном голом энтузиазме и громких обещаниях в white papers оказалось сложновато, в результате часть ICO-предпринимателей продолжили тратить деньги на операционную деятельность в основных проектах, а часть — устраивать свою жизнь, покупая дорогие машины.
Во второй половине 2018 года оптимизма у ICO-тусовки поубавилось. Результатов, чтобы отчитаться перед инвесторами, взять было неоткуда. Самые находчивые принялись переобуваться в воздухе, на ходу придумывая проекты, которые можно было бы реализовать, чтобы успеть в срок и хоть что-то показать покупателям токенов.
По мнению аналитиков EY, снижение стоимости токенов у большинства проектов может быть связано с тем, что команды, которые проводили ICO, не демонстрировали в должной мере приверженность своим идеям и монетам. Жажда наживы оказалась сильнее.
К тому же криптовалюты и блокчейн плохо стыковались со многими видами бизнеса, которые пытались собрать деньги через ICO. В большинстве проектов необходимость использования блокчейна как технологии была совсем не очевидна, и рынком правили не криптоэнтузиасты, а те, кто быстро сообразил, что реализовывать проекты не обязательно — гораздо интереснее собрать на них деньги.
По данным Cointelegraph, в третьем квартале 2018 года у 19% завершенных ICO уже были удалены веб-сайты и страницы в соцсетях. Во втором квартале этот показатель был вдвое меньше.
Свой вклад в крах индустрии ICO внесли и чистые «скамы». Аналитики компании Diar выяснили, что с июля 2016 года мошенники украли во время ICO почти $100 млн.
Как следствие, к концу 2018 года воздух на рынке ICO оказался намного чище: рынок избавился от всего наносного, и бывшие «финансовые гении» сейчас либо судорожно думают, что делать, либо скрываются в теплых странах. На криптоконференциях стало тише и спокойнее, и даже «околорынок» сбавил обороты.
Что будет дальше
Число экспертов в деле продвижения финансовых проектов осенью 2017 года казалось невероятным: свои силы в раскрутке ICO-стартапов пробовали и продавцы билетов, и менеджеры с опытом работы в один месяц, да и вообще все кому не лень.
Надев дорогие костюмы и раздувая щеки, они выставляли немыслимые ценники за свои услуги и при этом не гарантировали никаких результатов. Рынок, с двух сторон движимый непрофессионалами, просто не мог не обрушиться.
В середине 2018 года все новомодные «профи» вернулись к прежним занятиям или принялись активно обновлять резюме, а ICO-агентства, выраставшие во время бума как грибы после дождя, столь же быстро закрылись, не пережив падения рынка.
В активном словаре оставшихся появились слова «оптимизация», «сокращение», KPI. И даже представители криптомедиа научились быть вежливыми, вовремя отвечать на письма и давать агентствам скидки, которые раньше казались немыслимыми.
Надежд на возрождение ICO-рынка в прежних объемах уже нет. Зато есть планы на новый инструмент. Новую лихорадку рынку может обеспечить STO (Security Token Offering) — регулируемое размещение криптоактивов. Отказавшись от децентрализации и положившись на контроль государства, инвесторы смогут получить столь ожидаемые надежность и прозрачность.
Прежнего ажиотажа, конечно, уже не будет из-за строгости регулирования, но затухнувшее к началу 2019 года ICO-болото вполне можно будет всколыхнуть и запустить новую волну хайпа. Краудфандинг необходим бизнесу в той или иной форме, так же как рынку нужны и блокчейн, и криптовалюты. Как все это можно будет совместить — мы увидим уже в текущем году.