Вчера произошло нечто, что в последствии может быть названо переломным моментом в монетарной политике, но почти никто не обратил на это внимания, поскольку главные новостные заголовки были посвящены последнему запуску баллистической ракеты Северной Кореей. В четверг вечером состоялась конференция, устроенная Банком Канады, которая была посвящена инфляционному таргетированию и монетарной политике.
Эта конференция была озаглавлена “Основные вопросы монетарной политики: пересмотр целей инфляционного таргетирования к 2021 году.” Поправ все каноны монетарной ортодоксальности, заместитель Председателя Банка Канады Кэролин А. Уилкинс заявила, что Канада открыта к изменениям мандата национального центрального банка.
Или, другими словами, Банк Канады готов понизить в приоритете или полностью упразднить инфляционное таргетирование и сосредоточиться на таргетировании финансовых условий и цен активов.
Хотя этот процесс все еще находится в начальной стадии, Банк Канады, возможно, создает прецедент, указывая путь другим центральным банкам развитых стран: если Банк Канады пересмотрит свой мандат (приоритетом которого является инфляция), то, как предположили несколько трейдинговых десков, он может стать первым центральным банком, который официально изменит свой мандат в ответ на слишком мягкие финансовые условия в контексте текущего низкого нейтрального уровня процентных ставок (r-star).
С практической точки зрения, это будет означать, что вместо того, чтобы смягчать финансовые условия и дальше в погоне за инфляцией в 2% и тем самым еще больше выращивать финансовые пузыри, Банк Канады и другие центробанки могут заявить, что 1,5% (или меньше) – это достаточно для CPI, и это позволит им ужесточить финансовые условия и в процессе этого сдуть многочисленные пузыри.
В контексте “новой парадигмы предложения” в ритейле (и теперь даже члены Комитета по открытым рынкам винят Amazon в отсутствии инфляции) и в энергетическом секторе (где виновником назначен ОПЕК) такое изменение политики набирает сторонников в рядах глобальных центральных банков. Поскольку разочарование касательно искажений на рынках активов становится все более выраженным, возможно, Феду имеет смысл снизить инфляционные цели до 1,5%, объявить победу и приступить к нормализации политики.
Почему? Потому что мы знаем, что глобальные центральные банки все больше тревожатся о размерах своих балансов и о растущей дисфункциональности рынков правительственных и корпоративных облигаций. При этом риски стабильности лишь растут, поскольку увеличивающиеся программы QE, призванные возродить инфляцию, сделают победу в этой войне исключительно Пирровой. Более того, отрицательные процентные ставки сделали денежные рынки дисфункциональными и менее эффективными, и поэтому регуляторы могут в итоге получить структурную проблему, поскольку “позволь случиться временному, и оно превратится в перманентное.”
Более всего в этом революционном повороте удивляет, что он случился лишь через год после того, как монетарная мейнстрим-догма утверждала, что решением проблемы стагнирующего экономического роста должен стать практически неограниченный поток ликвидности, отрицательные процентные ставки и даже вертолетные деньги. Год спустя руководители центральных банков сделали очень крутой и в то же время необъяснимый поворот в обратную сторону.
Все началось совсем не с Банка Канады: на прошлой неделе Президент ФРБ Нью-Йорка Бил Дадли намекнул на то, что Фед может снизить цели по инфляции. И теперь мы можем оказаться в ситуации, когда многие центробанки мира захотят объявить о достижении своих целей, после чего ретироваться еще до того, как непреднамеренные последствия их монетарной политики сотрясут финансовую стабильность. В результате произойдет еще большее отдаление между политикой Банка Канады, Банка Англии, Феда и ЕЦБ, с одной стороны, и политикой Банка Японии и Резервного Банка Австралии, с другой, но в конечном итоге все центральные банки выберут путь канадского центробанка.
А потом еще эта проблема, связанная с повсеместным вспениванием рынков и многочисленными пузырями в активах, которая хорошо известна центральным банкам большой шестерки: с учетом того, что реальная доходность пятилетних облигаций составляет лишь 3 б.п., кредитные спреды очень узки с точки зрения прошлых циклов, рынки акций сильно возвышены, финансовые условия слишком мягки во время нахождения экономики в стадии полной занятости и циклического ускорения. Всего несколько дней назад компания Fathom Consulting заявила, что мы являемся свидетелями “пузыря во всем, за исключением рынка жилой недвижимости.”
Следом за пробным шаром, выпущенным Банком Канадой, в течение нескольких следующих месяцев следует ожидать подобных аргументов о смене мандата со стороны других центральных банков. И это будет означать переоценку на рынках инструментов с фиксированной доходностью, а сразу же после – и на рынках акций. Ирония заключается в том, что, если центробанки и вправду решат понизить свои цели по инфляции во время глобального циклического ускорения, и новая парадигма предложения окажется иллюзией (т.е. одноразовым, а не перманентным фактором), последствия для рынков облигаций будут катастрофическими, особенно для длинного конца, а на рынках акций случится крах.
И в самом деле, возможный крах рынков акций – это единственное, что удерживает центральные банки от того, чтобы официально объявить о “смене мандата.”
В любом случае, есть смысл внимательно наблюдать за тем, что центральные банки будут говорить и делать в ближайшие недели. Как пишет Citi, “мы прожили десятилетие с программами твист и QE, а также с отрицательными процентными ставками, и теперь сворачивание аккомодации может случится гораздо раньше, чем это отражают цены активов. Активы будут ждать до последней минуты, когда центральные банки начнут повышать ставки. Вот это настоящий твист!”
Автор: Тайлер Дерден
Источник