Главная » НЕДВИЖИМОСТЬ » Деревянные высотки: утопия или реальность?

Деревянные высотки: утопия или реальность?

Источник: ЦИАН

Источник фотографии

Циан.Журнал разобрался, почему в России, в отличие от других стран, почти не используют дерево при строительстве многоэтажного жилья и как скоро этот подход изменится.

На смену бетону

В Японии, которая не может похвастаться богатыми запасами древесины, каждый второй дом возводится из дерева. В прошлом году в Западной Европе общая площадь домов, собранных из панелей твердых пород древесины, составила около 1 млн кв. м.

По словам члена правления, вице-президента Segezha Group Дмитрия Руденко, в Швеции доля деревянных домов в общем объеме строительства занимает 78%, примерно такая же пропорция сохраняется и в других скандинавских странах.

«Несмотря на многотысячелетний опыт работы с деревом, этот материал остается удивительно актуальным и, очевидно, сейчас переживает новое прочтение, — утверждает Владимир Кузьмин, руководитель проектной группы «Поле-дизайн», архитектор-дизайнер, преподаватель кафедры дизайна архитектурной среды МАрхИ. — Нам тоже никуда от этого не деться — это общемировая тенденция».

«Если XXI век будет когда-нибудь соотнесен с каким-либо одним строительным материалом, то это, вероятно, будет именно дерево. XIX век был веком железа, в XX веке господствовал бетон, XXI век станет веком деревянных конструкций, технологичного деревянного производства».
Владимир Кузьмин,
архитектор-дизайнер, руководитель проектной группы «Поле-дизайн»

Он отмечает, что все современные именитые архитекторы сегодня работают с деревом. Деревянные конструкции используются и при создании проектов аэропортов, офисов, конференц-залов, культурных, развлекательных и спортивных объектов, и все больше — при строительстве жилья.

Как поясняет директор по стратегическому развитию Ассоциации деревянного домостроения Семен Гоглев, с 1970-х годов в деревообработку пришли новые технологии по большепролетным клееным деревянным конструкциям.

Это позволило использовать их в строительстве крупных общественных, производственных и спортивных сооружений, таких как здание Совета Европы в Страсбурге, здание над конькобежным Олимпийским овалом в Калгари, Центр водных видов спорта в Казани и других. Среди самых впечатляющих деревянных зданий Дмитрий Руденко выделяет 18-этажное студенческое общежитие Brock Commons Университета Британской Колумбии в канадском Ванкувере.

Кроме того, технологии строительства не стоят на месте. Так, теперь в производстве деревянных стен участвует и 3D-принтер. «Особая термическая обработка древесины с заполнением микропор в ее структуре специальным пластиком и целлюлозными смесями позволяет использовать дерево для 3D-печати. А дома из целлюлозы, напечатанные на принтере, по своим свойствам не уступают своим собратьям, вышедшим из-под топора», — уверяет Семен Гоглев.

«Трудоемкая история»

Сегодня в нашей стране доля деревянных домов среди объектов капитального строительства занимает менее 12%. Дерево в основном применяется для дачного строительства.

Уже не первый год на правительственном уровне всерьез обсуждается массовое строительство, в том числе многоэтажное, больниц, акушерских и участковых пунктов, детских садов и спортивных объектов с использованием деревянных конструкций.

Проект «Развитие деревянного домостроения на территории Российской Федерации» разрабатывает Минпромторг России. В нем говорится: необходимо создать условия, чтобы увеличить объемы производства и использовать в строительстве продукцию деревянного домостроения к 2025 году до 20%.

«В России деревянное строительство долгое время было в загоне. Перед архитекторами не стояла задача проектировать из дерева, поэтому и соответствующая компетенция была развита слабо, не было фундаментальных программ обучения проектировщиков — специалистов по деревянным конструкциям. С развитием многоэтажного деревянного строительства специалисты, безусловно, появятся».
Семен Гоглев,
директор по стратегическому развитию Ассоциации деревянного домостроения

«Отсутствие архитектурных традиций, школы и технологий — главные факторы, тормозящие процесс использования дерева в капитальном строительстве», — согласен директор по развитию АО «Карбогласс» Антон Дебабов.

Впрочем, уточняет Семен Гоглев, Ассоциация деревянного домостроения совместно с высшей Московской архитектурной школой МАРШ для архитекторов-проектировщиков предложили курс по современным деревянным конструкциям — в 2019 году первые выпускники получили дипломы.

Также в помощь проектировщикам ассоциация и Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций им. В.А. Кучеренко в прошлом году разработали сортамент (совокупность видов) на клееную древесину — балку и брус, который отсутствовал в нашей стране в принципе.

«Почему это представляло проблему? Если с металлом и бетоном все понятно: ты открываешь нормативы и спокойно выбираешь нужную конструкцию, то в случае с деревом получалась более трудоемкая история — каждый раз проектировщику нужно было рассчитывать конструкцию заново, — комментирует Семен Гоглев. — Сейчас продолжается работа над сортаментами на другие виды конструкций и материалов из дерева».

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

В России «небоскребы» из дерева строили еще 300 лет назад.

Знаменитый храм Преображения Господня на острове Кижи был возведен в 1714 году, его высота от основания до креста центральной главы — 37 м. Более двух столетий он оставался самым высоким деревянным зданием в мире.

Примерно в то же время была построена колокольня Петропавловского собора в Петербурге. Ее шпиль высотой 30 м на протяжении первых 140 лет имел деревянный каркас. Деревянные конструкции были заменены на металлический каркас только в середине XIX века.

Уже в XX веке, с 1992 года, в Соломбальском округе на севере Архангельска бизнесмен Николай Сутягин начал строить деревянный сруб, в 2000-х его высота достигла 38 м. Суд признал дом самовольной постройкой: в Архангельске запрещено возводить частные деревянные здания выше двух этажей без согласования с властями. Дом был частично разобран в декабре 2008 года, а в 2012 году оставшуюся часть деревянного небоскреба уничтожил пожар.

Законодательные ограничения

Прежде чем наши города начнут застраивать деревянными небоскребами, России придется преодолеть еще ряд препятствий, не сомневается Дмитрий Руденко. «Нужно синхронизированное решение двух проблем: разработка нормативной базы и строительство хотя бы одного пилотного проекта с демонстрацией возможностей новых строительных материалов — например, таких как CLT-панели. Надо показать современные материалы в деле: узлы и соединения, пожаростойкость, сейсмоустойчивость, методики расчета экономической эффективности и варианты типовых проектов зданий, — говорит эксперт. — Современная технология, позволяющая возводить многоэтажные дома с применением древесины, в Европе отражена в 19 нормативных документах, а у нас пока только в одном, да и тот просто описывает технологию».

Конечно, компании, занимающиеся деревянным строительством, заинтересованы в возведении многоквартирных и многоэтажных домов. «Очень важна государственная поддержка, как это происходит в Европе, где многоэтажное — свыше 10 этажей — деревянное строительство набирает обороты, — указывает руководитель московского представительства корпорации «Русь» Дарья Стрельченко. — К сожалению, у нас оно до сих пор упиралось в нормативы, устаревшие ГОСТы и СНиПы. На текущий момент в России допустимо строить деревянные дома лишь до трех этажей в высоту. Ограничения будут сняты весной этого года, когда будет опубликован уже принятый свод правил по проектированию и строительству деревянных зданий».

«Современные технологии деревообработки позволяют проектировать и строить дома выше 25 м, при этом здания не будут отличаться от таких же из бетона или кирпича по качеству, прочности, долговечности и безопасности».
Дарья Стрельченко,
руководитель московского представительства корпорации «Русь»

А что с пожарной безопасностью?

Специалисты подчеркивают, что деревянному домостроению предстоит преодолеть еще один важный барьер — психологический. Стереотип, что дерево — ненадежный строительный материал, жив до сих пор.

По словам Риназа Каримова, начальника управления нормативно-технической информации НПО «Норт» (оно разрабатывает и производит огнебиозащитные составы для дерева), большинство людей среди недостатков древесины в первую очередь называют тот факт, что дерево горит и имеет высокую скорость распространения горения.

«На самом деле древесина при пожаре ведет себя лучше, чем традиционные материалы — скажем, металл или железобетон, — убеждает Риназ Каримов. — Древесина обладает высокой огнестойкостью, так как за счет обугливания сама себя защищает. Несмотря на распространение пламени, длительное время не происходит разрушения деревянных конструкций. В то же время конструкции из железобетона при огневом воздействии разваливаются буквально до состояния песка, а металлоконструкции «размягчаются» и деформируются».

НЕДАРОМ ШВЕДСКИМ ПОЖАРНЫМ ПРИ ТУШЕНИИ ОГНЯ ЗАПРЕЩЕНО ЗАХОДИТЬ ВНУТРЬ ЛЮБЫХ ЗДАНИЙ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ДЕРЕВЯННЫХ, ПЕРЕКРЫТИЯ КОТОРЫХ ВОЗВЕДЕНЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ, ПРИВОДЯТ ПРИМЕР ЭКСПЕРТЫ.

Современные технологии огне- и биозащиты древесины позволяют выполнить законодательные требования в области пожарной безопасности не только жилых, но и большепролетных зданий любого назначения, полагает Риназ Каримов.

СЕМЬ ПРЕИМУЩЕСТВ ДЕРЕВА КАК СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

— Дерево позволяет создавать уникальные конструкции практически без ограничений для архитектурного творчества;

— может быть использовано и как природный материал, и как результат технологической переработки;

— позволяет работать по современным технологиям;

— способно обеспечить соответствие современным нормам и уровню требований к жилым пространствам, никак
— не ограничивает архитектора в области планировочных решений;

— легче и технологичнее иных строительных материалов, менее энерго- и ресурсоемко в строительном процессе;

— экологично на всех этапах, включая обеспечение вторичной переработки и практически полной утилизации;
возобновляемый ресурс, пока в значительной степени воссоздающийся без участия человека.

Владимир Кузьмин, архитектор-дизайнер, руководитель проектной группы «Поле-дизайн», преподаватель кафедры дизайна архитектурной среды МАрхИ, МАРШ, РАНХиГС

Деревянная реновация

Деревянные многоэтажки можно и нужно строить не только в небольших городах, но и в мегаполисах. Дерево удастся использовать и для реконструкции пятиэтажек: зачем сносить дома, если есть шанс отремонтировать и надстроить несколько этажей из дерева?

Именно это предлагает архитектор Тотан Кузембаев в своем проекте многоэтажного деревянного района площадью около 80 тыс. кв. м Wood-city (2018 год). Согласно его идее, после реконструкции над пятиэтажками надстраивают два-три деревянных этажа. Пространство между пятиэтажками также отведено под деревянные конструкции, в итоге получается замкнутый квартал, внутри которого — зона для отдыха для жителей.

Прообраз еще одного жилого квартала из дерева был создан студией «Поле-дизайн». Как и предыдущий проект, работа была представлена на Международном конкурсе архитектурных концепций стандартного жилья и жилой застройки АИЖК. Деревянные конструкции задействованы во всех надземных уровнях квартала, за исключением вертикальных коммуникаций (лестниц, лифтовых шахт) и стилобата, который включает технические помещения, паркинг и другие зоны (магазины, кафе), открытые во внешнюю ткань города.

Как рассказал Владимир Кузьмин, высота домов составляет от 6 до 10 этажей. Внутренний двор «квартала-минимум» — на кровле стилобата — место взаимодействия его жителей, их частное «пространство соседства». Между разными кварталами расположены не только транспортные связи, но и общественные зоны: рекреации, детсады, школы, спортивные площадки, зеленые насаждения.

Сколько это стоит?

Анализ стоимости строительства в Канаде домов высотой 12–20 этажей из CLT-панелей показал, что в среднем оно обходится примерно в $3 тыс. за 1 кв. м, что сопоставимо с местными ценами строительства из бетона. На первоначальном этапе в России себестоимость таких деревянных домов будет на 10–15% выше, чем бетонных, делится расчетами Дмитрий Руденко.

НО ПО МЕРЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ, НАКОПЛЕНИЯ ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТОИМОСТЬ ПРЕВРАТИТСЯ В БОЛЕЕ ЧЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНУЮ, УВЕРЕН ЭКСПЕРТ.

Семен Гоглев отмечает, что при масштабном строительстве стоимость деревянных зданий будет дешевле за счет уменьшения транспортных и других издержек, что характерно для быстровозводимого строительства из легких конструкций.

«У нас принято оценивать стоимость строительства без учета эксплуатации, — сожалеет Владимир Кузьмин. — Если рассматривать перспективы эксплуатации, стоимость затрат на строительство дома из дерева сопоставима со стоимостью строительства из бетона».

По его мнению, оценки «дороже/дешевле» носят популистский характер и инициируются противниками деревянного домостроения. Эксперт подчеркивает: нужно понимать, кто что строит, как это делается.

«В Москве — мощнейщее лобби железобетонного строительства, существуют десятки производственных предприятий ЖБИ, которые надо обеспечивать заказами. И проблема как дерева, так и других материалов не в том, что они в чем-то хуже или слабее, а в том, что не принадлежат сфере интересов этого лобби», — называет Владимир Кузьмин главное, на его взгляд, препятствие на пути развития деревянного индустриального строительства.

Самые известные многоэтажные здания из дерева

Forte Living (Мельбурн, Австралия)

Пионер многоэтажного деревянного жилья. Построенная в 2012 году, 10-этажная башня на тот момент была самым высоким строением из дерева — 32,2 м. Дом включает 23 квартиры и два пентхауса. Фундамент и первый этаж выполнены из бетона. Здание собиралось из клееных деревянных панелей, на сборку конструкции потребовалось чуть больше пяти недель.

Жилой комплекс Treet (Берген, Норвегия)

Возведен в 2015 году. 14-этажное здание имеет высоту 49 м. Интересно, что для несущей конструкции не использовался бетон — комплекс поддерживает деревянный каркас из колонн толщиной 1 м. В доме 62 квартиры. Больше половины были проданы еще до начала строительства.

Brock Commons (University of British Columbia, Ванкувер, Канада)

18-этажное университетское общежитие появилось в 2017 году. Рассчитано на проживание 400 студентов. Высота — 53 м. Фундамент, цоколь и несущие боковые конструкции сделаны из бетона, каркас и межэтажные перекрытия — из деревянного клееного бруса и CLT-панелей.

HoHo Wien (Вена, Австрия)

Название здания — сокращение от Holz Hochhaus («деревянная высотка» на немецком). Его строительство началось в 2016 году в Асперне. Наивысшая точка комплекса из нескольких корпусов — 84 м. Общая площадь — 25 тыс. кв. м. Помимо жилой зоны комплекс включает фитнес-центр, офисы, отель и рестораны. Здание на ¾ состоит из древесины.

Mjøstårnet (Брумунддал, Норвегия)

18-этажный жилой комплекс высотой 85 м построен в 2019 году в норвежском городе Брумунддал. Международный совет по высотным зданиям и среде обитания (CTBUH) объявил его самым высоким деревянным зданием в мире. Общая площадь строения — 11, 3 тыс. кв. м. Помимо апартаментов комплекс включает отель, ресторан и бассейн.

Big Wood (Стокгольм, Швеция)

Строительство первого в мире 34-этажного небоскреба из дерева планируется завершить в 2023 году. Здание станет самым высоким в центре шведской столицы. Из бетона будут выполнены лишь фундамент и «ядро» здания (лифты, инженерные коммуникации), все остальное — деревянное. В каждой квартире запланирована большая остекленная терраса. В числе главных преимуществ небоскреба архитекторы (студия C.F. Møller) называют возможность менять отдельные блоки строения по мере износа. Деревянные панели, обработанные специальным составом, по огнеупорности не уступают бетону.

Sumitomo Forestry (Токио, Япония)

Самый амбициозный проект из дерева планируется реализовать в деловом районе Маруноути. Возведением 70-этажного деревянного небоскреба высотой 350 м компания Sumitomo Forestry намерена ознаменовать свой вековой юбилей. Интересно, что это первый подобный проект в Японии — до этого здесь строились дома из дерева до семи этажей. Чтобы сделать высотку более устойчивой к землетрясениям, ее укрепят с помощью стальных конструкций. Уже подсчитано, что потребуется 185 тыс. куб. м древесины, проект обойдется компании в $5,5 млрд. Срок реализации — 2041 год.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*