Источник: BFM.ru
Госдума приняла в окончательном чтении закон о компенсации за жилье в случае признания сделки незаконной. Закон нужный и актуальный. Но так ли все просто?
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Новый закон защитит права лишившихся жилья граждан, которые, приобретая такую недвижимость, не знали о ее «криминальном» прошлом.
Проект закона о компенсациях добросовестным приобретателям был внесен в Госдуму правительством в декабре 2015 года после требований Конституционного суда. В апреле 2016 года его стали рассматривать в Госдуме, первое чтение он прошел в мае, а затем — тишина на целых три года. Объяснить Business FM такой большой перерыв парламентарии не смогли. И вот практически молниеносное принятие во втором и третьем чтениях уже в 2019 году.
Итоговый вариант документа отличается от изначального в одном важном пункте — в размере компенсаций. Минэкономики предлагало ограничить выплаты 1 млн рублей. В итоге законодатели уговорили правительство расщедриться: убытки будут компенсировать полностью. Однако есть одно «но». Это касается только тех, с кем случится такая неприятность, как изъятие купленной квартиры уже после вступления закона в силу, то есть начиная с будущего года. Все те 36 тысяч случаев, о которых говорил спикер Госдумы Вячеслав Володин, остаются со старыми законами. Обратную силу закон имеет для тех, у кого жилье изъяли в собственность государства, при этом они получат не более 1 млн, еще по старой статье. Правда, если в потере жилья виноваты госорганы, то ущерб будет возмещен полностью. Не у дел окажутся и те, кто уже успел подать иск с требованием компенсации: их дела будут рассматривать тоже по старым правилам.
Впрочем, компенсация не будет даваться гражданам слишком легко, отметил руководитель группы ГЧП и проектного финансирования в московском офисе Capital Legal Services Дмитрий Раев.
— Для этого им нужно будет для начала просудиться с тем лицом, которое приобрело их недвижимость незаконно, постараться получить от него компенсацию. Если это будет невозможно и будут соблюдены другие условия, которые в законе указаны, тогда в этом случае необходимо будет обратиться за компенсацией из бюджета.
— Допустим, человек купил квартиру, а потом выясняется, что кто-то из бывших собственников вернулся из тюрьмы, или вдруг обнаружились какие-то наследники, дети внебрачные, что-то еще. Эти случаи тоже сюда относятся?
— Если будет доказано, что покупатель был добросовестным. Но, тем не менее, если он теряет квартиру по каким-то причинам, о которых вы сказали, то да, он может претендовать вот на такую компенсацию.
В законе не прописано, какие именно случаи попадают под его действие — помимо прямых обманов и подлогов, есть варианты, когда закон обходят. Например, при приватизации квартиры родители выписывают своего ребенка, чтобы затем избежать проблем с опекой, спокойно приватизируют, а затем продают жилье. Но ребенок вырастает и заявляет о нарушении своих прав.
Или такой пример, о котором Business FM рассказали риелторы. Мужчина поменял паспорт и обнаружил, что в графе о браке нет печати, но не стал ничего предпринимать. Затем он продал квартиру, через какое-то время жена с ним развелась и потребовала признать сделку незаконной.
Здесь налицо не только сокрытие фактов со стороны продавцов, но и халатность проверяющих и регистрирующих органов. Проблема в том, что покупатель не может проверить досконально всю историю недвижимости. Он может сделать запрос в ЕГРН, где указывается только текущая ситуация, и по ней все может быть нормально. Немного больше возможностей у риелторов: они могут запросить архивные данные домовой книги.
Может, государству лучше сделать систему учета более прозрачной? Тогда не придется потом тратить миллиарды на компенсации. К тому же, по новому закону, истец может потребовать не сумму, которую он потратил, а кадастровую стоимость жилья. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов отмечает, что все равно размер компенсации будет определять суд.
— Суд будет решать, все будет зависеть от давности и когда приобреталось, как изменилась стоимость жилья, стоимость денег и так далее.
— Даже если взять жилье по самой низкой стоимости — это все равно будет очень внушительная сумма. Если ее всем возвращать, из какого источника возьмут эти деньги?
— Далеко не всем возвращают. В основном, в случае смерти человека, который был одним из звеньев этой цепи, либо это прекращение деятельности юридического лица, поэтому далеко не все, к сожалению, наши граждане, которые пострадали, по этому закону получат компенсацию. Это первый шаг признания государством своей ответственности за то, что граждане незаконно лишаются жилья, в этом ценность этого законопроекта.
В других странах, которые принято называть цивилизованными, такая проблема, как потеря недвижимости из-за нечестной сделки, конечно, есть, но не распространена. Работа ответственных лиц зачастую застрахована от возможных ошибок, и государство в разрешении таких споров финансово не участвует, рассказал главный редактор портала Prian.ru Филипп Березин.
Филипп Березин
главный редактор портала Prian.ru
«Примеров, чтобы государство покрывало и компенсировало неудавшемуся новому собственнику его расходы, я не знаю. Вся система продажи выстроена таким образом, что есть ответственные в большинстве стран: например, в Восточной Европе, в Центральной Европе это нотариус, они проверяют определенный набор документов. В Англии, например, нотариусов нет, там нанимают адвокатов. Этот процесс в большинстве случаев просто прозрачен, потому что там система земельных книг, система внесения туда изменений, она изначально максимально заточена на то, чтобы избежать каких бы то ни было ошибок».
Есть еще одна категория добросовестных покупателей, которую новый закон не учел: те, чье жилье снесли по требованию крупных компаний. Там тоже по документам все было в порядке, но оказалось, что, к примеру, труба проложена слишком близко. В Госдуме Business FM сказали, что законопроект, защищающий права этих граждан, примерно год лежит на рассмотрении и в будущем его обязательно примут. Вот только когда, не уточнили.