Источник: Executive.ru
В связи с пандемией коронавируса налоговые проверки в РФ были приостановлены. Это не повод расслабляться, ведь государственная казна пострадала не меньше, чем бизнес.
Падение рубля и вынужденная самоизоляция ударили по всей экономике — так, агентство экономической информации ПРАЙМ сообщает, что Банк России прогнозирует снижение ВВП по итогам текущего года на 4-6%. Чтобы эффективно и быстро восстановиться после такого спада, государство выделяет из бюджета масштабные меры поддержки как бизнеса, так и отдельных граждан. В Москве, например, с этой целью был задействован резервный фонд — об этом в июле 2020 года сообщила «Российская газета».
В то же время, государственный бюджет также нуждается в восстановлении, а основным источником его пополнения являются налоговые доходы, об этом сообщает платформа аналитики iMonitoring. Причем к началу июля 2020 года план по этому виду доходов исполнен лишь на 41,4%. Из всего вышесказанного следует, что мероприятия налогового контроля, которые начнутся после карантина и закончатся в 2021 году, будут крайне эффективными и жесткими. С высокой долей вероятности вырастет не только объем доначислений налогов, но и количество налоговых проверок.
Что будут проверять фискальные органы после карантина?
Главной задачей для проверяющих будет формирование практики применения статьи 54.1 НК РФ, посвященной исчислению налоговой базы. Уже несколько лет успешно функционирует программный комплекс АСК НДС-2, который позволяет налоговым органам сделать прозрачной любую сделку и выявить попытки незаконного снижения налоговой базы. В частности, система позволяет проверить всю цепочку контрагентов по сделке и выявить расхождения в первичной документации, которые указывают на попытку покупателя завысить размер налогового вычета или же попытку продавца уплатить меньший размер НДС.
Необходимо также помнить о том, что самый большой процент споров арбитражных дел касается взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками. Бизнесу приходится доказывать отсутствие взаимозависимости между контрагентами, а также реальность и целесообразность сделки. Особенно пристальное внимание Фискальное ведомство будет уделять взаимодействию с иностранными компаниями — выявлять в сделках ненужных посредников, а также занижение стоимости сделок для целей налогообложения.
Не стоит забывать о том, что в приоритете Федеральной налоговой службы стоит задача выявлять недекларируемые доходы и незаконные схемы налоговой оптимизации. Так, в условиях пандемии, когда по данным Минэкономразвития уровень безработицы по данным Росстата уже в апреле вырос на 21%, налоговые органы совместно с трудовой инспекцией и органами прокуратуры будут выявлять случаи ухода от уплаты налогов посредством незаконной ликвидации рабочих мест.
Ужесточается контроль и за денежными переводами населения. Федеральной налоговой службой уже выстроена ИТ-инфраструктура, позволяющая собирать и обрабатывать информацию обо всех финансовых процессах как физических, так и юридических лиц. А в скором будущем ФНС сможет запрашивать у сотовых операторов детализацию по счетам абонентов. Сейчас такой контроль осуществляется непосредственно сотрудниками налоговых органов, однако с высокой долей вероятности скоро появится автоматизированная система, которая позволит банкам и налоговому ведомству отслеживать операции, выдающие в обычном физическом лице признаки предпринимателя.
Как подготовиться к проверке, чтобы минимизировать потери?
Риск доначисления налогов минимизируется при соблюдении базовых принципов, которые обозначены в Налоговом кодексе РФ, а также сформированы многочисленной судебной практикой Арбитражных судов РФ.
Все мы понимаем, что фискальное ведомство будет искать возможность доначисления двух самых «успешных» налогов: НДС и налог на прибыль. Из этого следует, что вы должны грамотно и в соответствии с действующим законодательством РФ оформлять первичные и учетные документы — такие, как договор, счет-фактура и товарная накладная, а также быть готовыми подтвердить деловую цель и взаимодействие с контрагентами.
В соответствии со ст.54.1 НК РФ, проверять ваших контрагентов следует еще до стадии заключения договорных взаимоотношений. Если же этого не было сделано, то необходимо в преддверии налоговой проверки определить наиболее проблемные с точки зрения риска доначислений сделки и подготовить позицию, то есть пакет документов и обоснование целесообразности сделки.
Позиция налогоплательщика должна быть сформирована и представлена так, чтобы если спор дойдет до судебного разбирательства, у суда не возникло бы никаких сомнений в прозрачности и добросовестности ведения бизнеса. Данного результата можно достичь только при одном условии — если вы на регулярной основе будете формировать досье ваших контрагентов, а также грамотно и своевременно формировать пакет документов для представления в налоговый орган, отслеживая изменения налогового законодательства и судебной практики по налоговым спорам.
Главное, о чем стоит знать налогоплательщику в преддверии грядущих проверочных мероприятий — самостоятельное выявление нарушения законодательства, которое впоследствии устранено самим налогоплательщиком, не может служить основанием для назначения штрафных санкций и претензий со стороны фискальных органов. Ведь в совершении налогового правонарушения должна быть вина налогоплательщика, иначе в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ привлечь его к ответственности нельзя.