Источник: Юридические тонкости
Когда начинается раздел наследства, можно ожидать любых сюрпризов: начиная от неожиданного завещания и вплоть до появления новых родственников.
В последнем случае важную роль может сыграть ДНК-тест, более известный всем как «тест на отцовство». Ведь дети указаны в числе наследников первой очереди — а значит, они являются основными претендентами на наследство.
Рассмотрим, как это происходит на практике.
Если ребенок по документам не родной, но есть возражения
После смерти мужчины наследство приняла его дочь, как единственная наследница по закону. Но с этим категорически не согласился некий молодой человек, который заявил нотариусу, что он является родным сыном наследодателя.
Вот только документально подтвердить свои слова он не мог, поскольку мать родила его, не будучи в браке, и отца в свидетельстве о рождении указали с ее слов. Молодой человек обратился в суд с иском об установлении отцовства и признании его законным наследником.
Согласно Семейному кодексу РФ, если ребенок рожден у родителей, не состоящих между собой в браке, отцовство конкретного лица устанавливается:
— на основании совместного заявления матери и отца,
— а если таковое отсутствует — то в судебном порядке, по заявлению одного из родителей ребенка, либо его опекуна (попечителя), либо самого ребенка, когда он достигнет совершеннолетия (ст. 49 СК РФ).
По заявлению истца суд назначил медицинскую генетическую экспертизу, в качестве образцов для исследования были взяты биоматериалы предполагаемого отца (которые остались в медучреждении после проведения вскрытия).
Результат оказался положительным — и суд удовлетворил исковые требования. Наследников стало двое, так что сестре пришлось делиться с вновь обретенным братом половиной отцовского имущества (Центральный р-й суд Республики Крым, дело № 2-10/2020).
Как показывает практика, отцовство могут установить, даже если ДНК-экспертиза не дала однозначного ответа — при условии, что есть другие доказательства происхождения ребенка от конкретного человека.
Например, в споре между матерью наследодателя и его предположительно внебрачным сыном эксперты исследовали образцы тканей обеих сторон (истца и ответчика).
Вывод был такой: вероятность, что они являются бабушкой и внуком по линии отца, составляет всего 6,60%. Однако несколько свидетелей дополнительно подтвердили, что при жизни наследодатель признавал истца своим сыном — и с учетом этого суд установил отцовство.
А по поводу экспертного заключения высказался так: «полученный результат является статистически нейтральным и не исключает происхождение истца от наследодателя» (Индустриальный р-й суд г. Хабаровска, дело № 2-3330/2019).
А иногда отцовство могут установить и вовсе без ДНК-теста. В частности, если ответчик категорически не признает родство с предполагаемым сыном или дочерью наследодателя, но при этом отказывается от проведения генетической экспертизы.
Тогда закон позволяет суду автоматически признать спорный факт доказанным (ст. 79 ГПК РФ).
А если изначально никто не возражает против признания внебрачного ребенка наследником, то проводить экспертизу и вовсе не требуется.
Для таких случаев в законе есть упрощенный порядок: на основании свидетельских показаний и иных имеющихся доказательств (документов, аудио- и видеозаписей) суд устанавливает факт признания наследодателем своего отцовства (ст. 264 ГПК РФ).
А что, если наоборот: по документам ребенок родной, но после открытия наследства возникли возражения?
Бывает, что другие родственники пытаются таким образом исключить главного претендента на наследство: ведь если на самом деле наследодатель не приходится ему отцом, то и он не является наследником.
Но, увы, эта логика в суде не срабатывает и довести дело до официального проведения ДНК-экспертизы не удается. Дело в том, что Семейный кодекс РФ не позволяет оспорить отцовство ребенка кому угодно: есть исчерпывающий перечень лиц, которые вправе это сделать.
Среди них указаны:
— тот, кто записан в качестве отца ребенка, либо кто фактически является его отцом,
— а также опекун (попечитель) ребенка и сам ребенок, по достижении совершеннолетия (ст. 52 СК РФ).
Поэтому никто иной не может поставить под сомнение происхождение ребенка от наследодателя и лишить его тем самым наследства.