Источник: NSP.RU
В Москве и Петербурге закрываются школы; студенты переходят на дистанционное обучение; не только Google, но уже и «Дом.РФ» отправил на «удалёнку» половину сотрудников.
А у вас и ваших коллег есть возможность обойтись без личных контактов и без присутствия в офисе?
Достаточно ли телефона и компьютера для продуктивной работы? Насколько эффективны онлайн-конференции и семинары? И как меняется график встреч? Что мы теряем и что приобретаем, переходя на «удалёнку»? Сформируют ли карантинные меры новую модель бизнеса? Или, напротив, сформируют «отложенный спрос» на живое общение?
Ян Фельдман,
директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест»:
— Ко всему нужно подходить «с головой». Есть функции, которые сотрудники могут выполнять и удалённо. С современным уровнем развития технологий это не проблема. Но есть специалисты, присутствие которых на рабочем месте является обязательным. При соблюдении естественных мер гигиены и разумной осторожности необязательно уходить на «удалёнку». Для эффективной работы компании можно совместить личное присутствие и онлайн-коммуникацию с удалёнными сотрудниками.
Не думаю, что в ближайшем будущем что-то глобально изменится: когда обстановка успокоится, все вернутся к нормальному режиму.
Владимир Мечтаев,
управляющий партнёр адвокатского бюро «ФРЕММ»:
— Мы пока никого не перевели на удалённую работу. Хотя планируем это сделать. Хотя бы частично.
Но для нас недостаточно просто наличия компьютера и доступа к корпоративным базам данных, почте и Интернету. Пока суды и органы госвласти работают практически в обычном режиме, мы должны с ними взаимодействовать так же.
Николай Антонов,
генеральный директор «МТЛ. Управление недвижимостью»:
— У нас довольно демократичная модель, и мы обычно не замеряем, сколько времени человек проводит на рабочем месте. Главное, чтобы он был результативен. Странно привязывать к офису брокеров или людей, которые занимаются продвижением объектов и организацией ивентов. С другой стороны, сидя дома, сделку не заключишь, требуются личные контакты. Управляющие постоянно нужны на своих объектах. Персонал апарт-отелей работает по жёсткому графику. Главный бухгалтер и финансовый директор — тоже офисные должности.
Разумеется, есть совещания и мастер-классы, присутствие на которых обязательно даже для «удалённых» сотрудников. Уверен, после карантина многие предприниматели задумаются, нужно ли им столько сотрудников в офисе каждый день с 10 до 18 часов. Каждое рабочее место в бизнес-центре класса А обходится бизнесу в 10 200—11 400 рублей в месяц. Плюс затраты на дорогу, которые либо «зашиты» в зарплату сотрудников, либо компенсируются компанией напрямую. Тех, кто до сих пор считал гибкие офисы экзотикой, обстоятельства заставят задуматься о новой модели работы.
Александр Орт,
президент Группы компаний «ННЭ», заслуженный строитель России:
— Я всегда был и остаюсь сторонником живого прямого общения. Только так можно передать эмоции и точно понять позицию партнёра при обсуждении вопросов и решении проблем. Но в сложившейся ситуации, когда удалённого общения требует эпидемиологическая обстановка, я вполне разделяю принимаемые на всех уровнях меры. Тем более, независимо ни от чего и соблюдая законодательство, мы в наших экспертных организациях практикуем электронный документооборот и общение с заказчиками практически из всех регионов России в удалённом режиме посредством Личного кабинета на сайте.
В виде первичной ограничительной меры мы перешли на сокращённый график приёмных дней, протестируем этот режим до конца марта. А если будет необходимость, перейдём на онлайн-режим, не снижая при этом объёмов и темпов работы и исполняя все обязательства перед заказчиками.
Виталий Коробов,
директор строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон Инвест»:
— Пока ситуация с коронавирусом не повлияла каким-то особенным образом на рабочие процессы компании. Мы продолжаем функционировать в штатном режиме, график и режим работы офисов не менялся.
Скайп-коллы и онлайн-совещания — обычная практика в «Аквилон Инвесте», так как филиалы холдинга расположены в четырёх городах России. Это незаменимый инструмент в работе нашей компании уже много лет, и он связан скорее с ритмом жизни и масштабом бизнеса, нежели с коронавирусом. Перемены в большей степени коснулись крупных отраслевых мероприятий, где мы планировали участвовать: Ярмарка недвижимости, MIPIM, профильные конференции и т.п.
В своих офисах мы увеличили частоту и качество уборки помещений, ввели режим проветривания, установили антисептические средства для обработки рук. Наши сотрудники проявляют сознательность и ответственность перед коллегами. Например, многие отменили поездки, запланированные на праздники. А те, кто находился в отпуске в любой зарубежной стране, после возвращения должны оформить двухнедельный больничный.
Дмитрий Некрестьянов,
руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнёры»:
— В нашем бизнесе перевести на удалённую работу самих юристов оказалось довольно легко. У нас и раньше вся инфраструктура была сделана по принципу «работай откуда угодно». То есть удалённый доступ был настроен и использовался опционально. Конечно, сохраняется необходимость ходить в суды, забирать/приносить документы в офис и вести переговоры, но мы аккуратно минимизируем личные контакты для снижения эпидемиологических рисков.
С учётом нашей специфики внешние клиенты пока вообще не ощутили никакой разницы по сравнению с работой в обычном режиме. Больше это касается вопросов внутреннего распределения задач.
Больше всего напрягает не режим удалённой работы, а затихающая деловая активность. Сейчас это ещё малозаметно, но в отложенной перспективе мы все существенно пострадаем.
Оксана Кравцова,
генеральный директор ГК «Еврострой»:
— Мы заботимся о здоровье и благополучии сотрудников, поэтому предусмотрели возможность для большинства офисных работников выполнять обязанности из дома — при соблюдении отчётности. На строительных площадках соблюдается строгий санитарный контроль.
Мы все вдруг ощутили, что живём в новой реальности, когда ситуацию невозможно прогнозировать даже на несколько дней вперёд. Условно, ещё вчера было достаточно чаще мыть руки и реже использовать рукопожатия в офисе, а уже сегодня продлевают школьные каникулы и «самоизолируются» целые страны.
Онлайн-конференции и семинары ждёт небывалый всплеск популярности. Мы уже готовим несколько мероприятий для наших клиентов в режиме онлайн. В бизнесе никогда не стоит поддаваться сильным, тем более негативным эмоциям. В любом кризисе нужно искать возможности для роста и реализации.
Уверена, что нынешние меры, предпринимаемые властями, социально-ответственными компаниями и гражданами в целом, научат нас больше ценить общение в режиме офлайн.
Марина Агеева,
директор по маркетингу ГК «Красная стрела»:
— В нашей компании есть возможность удалённой работы для ряда офисных сотрудников. Клиенты тоже могут взаимодействовать с нами дистанционно, в том числе выбрать и забронировать квартиру онлайн, направить пакет документов на ипотеку, согласовать договор и даже при желании удалённо его подписать. Дистанционная работа позволяет сэкономить время, хотя в долгосрочной перспективе есть риск потери взаимопонимания.
В наше время, ещё до вируса, личная встреча, живое человеческое общение уже стало показателем искренней заинтересованности в человеке или ситуации.
Виктор Заглумин,
партнёр Bright Rich | CORFAC International:
— Во многих компаниях сегодня есть разделение на фронт- и бэк-офисы. Вторые при продуманной схеме организации работы, включая специальное программное обеспечение и регламент по контролю и KPI, могут работать из дома. Фронт-офис может общаться с клиентами через мессенджеры, звонки и видеосвязь, однако не для всех сегментов бизнеса это удобно. Здесь ключевым становится вопрос о мерах поддержки предпринимателей. Государство уже готовит некоторые решения, но в конечном счёте все риски берёт на себя сам бизнес. Опаснее всего сложившаяся ситуация для небольших компаний, которые напрямую зависят от текущего денежного потока.
Андрей Кириллов,
директор по продажам корпорации «Мегалит», представитель застройщика «Мегалит-Охта Групп»:
— Сегодня мы делаем всё возможное, чтобы обеспечить безопасность сотрудников и клиентов. Наша инфраструктура позволяет покупателям получить исчерпывающую консультацию и без визита в офис и даже забронировать понравившуюся квартиру. Для большинства сотрудников мы пока сохраняем стандартный режим работы, но некоторые действительно переведены на «удалёнку». Встреч и совещаний стало меньше, мы стремимся больше вопросов решать в режиме онлайн. Но живое общение в любом случае является неотъемлемой частью жизни и работы, тем более когда речь идёт о выборе квартиры. Тут всегда будет что обсудить!
Иван Починщиков,
управляющий партнёр IPG.Estate:
— В свете последних событий меняются рабочие графики: отменяются и переносятся не только мероприятия, но и встречи с клиентами и партнёрами. Многие крупные компании ушли на карантин и отправили сотрудников на удалённую работу. Переговоры замедлились или встали на паузу. Бизнес-процессы нашей компании позволяют частично трансформировать бизнес и перейти в режим онлайн. Для этого понадобится компьютер, телефон и возможность пользоваться скайп-конференциями. При таком сценарии мы с партнёрами и клиентами находимся в равных безопасных условиях.
На мой взгляд, современные технологии позволяют перестроить бизнес на удалённый режим на две-четыре недели. Более длительный срок может быть критичен для компании. Важные сделки и контракты заключаются и подписываются при прямом участии людей. Вынужденная пауза сформирует значительный объём отложенного спроса на аренду и покупку офисных, складских, торговых помещений. Впрочем, как только закончится карантин, бизнес-активность станет нарастать. Компаниям нужно будет закрывать потребности.
Никита Пальянов,
директор по маркетингу ГК «Абсолют Строй Сервис»:
— Конечно, недвижимость — такой товар, который многие клиенты предпочитают осматривать «вживую». Но новые реалии диктуют свои правила, мы стараемся перестраивать рабочие процессы под них, так как осознаём ответственность перед покупателями в текущей ситуации. Так, офис продаж нашего проекта «Георг Ландрин» работает в штатном режиме. При этом для клиентов, которые решили сократить количество социальных контактов и «самоизолировались» дома, мы предлагаем видеоконсультации с демонстрацией макета жилого комплекса или онлайн-включения со стройки. Показываем квартиры и виды. Клиенты могут заказать видеовстречу на сайте проекта и выбрать подходящую дату. Сейчас есть технические возможности, чтобы перевести всю сделку в онлайн. Покупателю понадобится приехать только на подписание документов в банк. Тут уж банкам надо придумывать варианты, как обезопасить клиентов.
Алексей Муравьёв,
директор по маркетингу УК «Новоселье»:
— Я могу совершенно спокойно работать, не находясь в офисе, — инструменты позволяют. В нашей компании основные каналы продвижения — это Яндекс.Директ и Google Adwords, это контекстная плюс медийная реклама. И второй канал, конечно же, наружная реклама и продвижение в соцсетях, подготовка материалов для статей и комментариев. А вот перевести на «удалёнку» офис продаж, думаю, просто невозможно. Личный визит на подписание договора всё равно потребуется. Никакие интернет-магазины и удалённая форма бронирования тут не помогут.
Ольга Ульянова,
директор департамента рекламы и маркетинга ГК «Полис Групп»:
— Конференции, семинары, круглые столы отменяются и переносятся. Личные деловые встречи пока идут в рабочем порядке.
Работать дистанционно достаточно сложно, поэтому пока, по возможности, избегаем такой формы занятости и предпринимаем все меры для снижения вероятности заражения сотрудников в офисе.
Не считаю, что мы пока в целом готовы на дистанционное обучение и работу: нет соответствующей инфраструктуры и практики.