Источник: Квартирные истории
На этапе выбора квартиры приходится не только разбираться в тонкостях того, как устроен рынок недвижимости, но и общаться с большим количеством риелторских агентств и менеджеров по продажам. Как правильно строить разговор? Какие вопросы задавать, чтобы получить честные ответы? Как наладить правильную коммуникацию с консультантами по недвижимости? На эти и другие вопросы отвечает управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) Надежда Коркка:
— Одна из главных составляющих успешной и выгодной для обеих сторон сделки – это доверие к партнеру. Если его нет, вы не можете быть уверены в том, что вас не обманывают. В этом случае трудно принять решение о покупке квартиры, которую рекомендует менеджер по продажам. Зачастую кажется, что у него лишь одна задача – продать неликвидную квартиру. Это не так, и выстраивание доверительных отношений с менеджером консалтинговой компании – первый шаг к покупке, которой вы останетесь довольны.
— Как найти хорошего помощника при покупке квартиры?
— Начните с рекомендаций. Лучший менеджер по продажам тот, который не только стабильно приносит доход компании, но и получает положительные отзывы от клиентов. Если вам удалось найти риелтора благодаря хорошим рекомендациям знакомых, вам повезло. Чаще же бывает так, что работать приходится с непроверенным специалистом, и тогда стоит попросить его поделиться контактами тех, с кем он уже работал. Дорожащего репутацией профессионала такая просьба не смутит, он легко удовлетворит ее.
Вы также можете самостоятельно поискать в интернете отзывы о работе компаний и их отдельных сотрудников. Например, посетите сайт Отзывы Онлайн, где по оценкам пользователей составляется рейтинг московских агентств. Причем значимость комментариев тех, кто прошел верификацию, выше, чем у неподтвержденных аккаунтов. Это снижает вероятность появления недостоверных отзывов, оставляемых конкурентами.
— А где можно проверить информацию о выбранном специалисте?
— Проверьте информацию о конкретном специалисте можно на профессиональных форумах вроде портала недвижимости Рестейт.ру. Это поможет избежать общения с мошенниками и откровенно непорядочными риелторами. Но помните, что всякий отзыв в интернете — чье-то субъективное мнение, высказанное о сделке, не все подробности которой вам известны. Если после прочтения таких отзывов у вас появятся вопросы к вашему агенту, не стесняйтесь задать их напрямую.
— Какие вопросы ему лучше задавать?
— Общение с менеджером по продажам начинается с общих вопросов и предварительных предложений с его стороны. Вы должны быть уверены, что и сами сможете ответить на главные вопросы: какой тип района предпочитаете, на какую площадь рассчитываете, сколько комнат и какая планировка вас устроят, каковы верхняя и нижняя границы суммы, которую вы готовы заплатить, какие еще детали квартиры и расположения дома для вас важны. Будет правильным заранее составить список своих пожеланий. Это сделает выбор более легким для вас и поможет в работе менеджеру.
В свою очередь, спросите продавца недвижимости о его опыте, о том, как давно он этим занимается, на каком типе жилья специализируется (например, первичная или вторичная недвижимость, масс-маркет или элитная, городской или загородный формат).
— Договор – это очень важно. Как правильно составить его?
— Да, договор в сделке играет большую роль. Поэтому перед его подписанием уточните все непонятные вам нюансы, если таковой предусмотрен схемой работы риелтора. Это важно, поскольку ключевыми пунктами предстоящего сотрудничества станут:
— условия договора и обязанности риелторской компании;
— сумма и условия выплаты (до или после сделки, оплата за консультацию и показы или комиссия за успешную сделку);
— ограничены ли рамками договора количество вариантов либо сроки предоставления услуги.
Если на все вопросы риелтор отвечает открыто и не торопя вас, это признак профессионала, которому можно довериться. Если же вы чувствуете, что на вас давят, просят поскорее подписать договор и оплатить стоимость предстоящих услуг, не спешите этого делать – возможно, стоит поискать другого консультанта.
Этот этап общения – последняя возможность понять, подходит ли вам специалист и доверяете ли вы ему. Только после утвердительного ответа переходите к деталям.
— Не будет расценено как невоспитанность, если я начну расспрашивать менеджера о проблемах продаваемой квартиры?
— Не будет. Не бойтесь расспрашивать о недостатках. Демонстрации квартиры, как правило, проходят по одной схеме: сначала указываются площадь и цена, а также местоположение дома/ЖК, затем кратко разъясняются планировка квартиры и ее инженерно-техническое оснащение, а в конце подчеркиваются явные достоинства.
Достоинствами квартиры могут быть и сама цена, и вид из окна, и удачная планировка, и наличие определенных особенностей (например, готовая отделка, неспаренный с соседским балкон, собственная спортивная площадка в ЖК и т.д.). Конечно, всё это нужно взять на заметку и оценить. Но обязательно стоит задать прямые вопросы и о недостатках квартиры.
К любым потенциальным недостаткам в процессе обсуждения относитесь спокойно. Они есть у каждого объекта недвижимости, как бы продавец его ни превозносил. Просто принимайте их к сведению. Это поможет вам после просмотра максимального количества квартир выбрать самый подходящий вариант. Видя ваше спокойное и в меру критичное отношение к демонстрируемому жилью, риелтор и сам перестанет бояться разговора о его проблемных особенностях. Именно этого и нужно достичь при сборе информации.
— И в заключение хотелось бы получить от вас несколько полезных советов.
— Хочу отметить, что результат общения с представителем риелторской компании не всегда удовлетворяет покупателя, особенно такого, который приобретает недвижимость впервые и не вполне доверяет посредникам. Для того, чтобы получить от риелтора наиболее полную информацию о предмете будущей сделки, необходимо подготовить список вопросов.
Советую разделить их на две категории. В первую входят вопросы об оказываемой агентством недвижимости услуге, их следует задать до подписания договора с риелтором. Основная же доля вопросов – из второй категории, о самих объектах – задается во время осмотра квартир. Рекомендую прямо спрашивать продавца обо всех «подводных камнях» каждого объекта. Хороший специалист всегда на стороне клиента, он не станет скрывать значимых фактов.