Источник: E-xecutive.ru
Как понять, когда можно использовать визуальные эффекты в серьезных сообщениях?
Только на Facebook пользователи ежедневно используют больше 700 млн эмодзи в постах и еще 900 млн пересылают друг другу в мессенджере (данные worldemojiday.com). Далеко не все это общение личное, а контент – тем более. Сейчас даже смешные фото котиков просто так не постят. Для многих это SMM, продвижение личного бренда и наращивание трафика.
А ведь забавные анимированные рожицы помогают продавать. Например, в 2019 году Quintly проанализировали 5,4 млн бизнес-аккаунтов в Instagram за полгода и пришли к выводу, что сухие строгие посты без смайликов стабильно получают меньше взаимодействий с подписчиками. Что означает ужасное — вы неинтересны, с вами не хотят общаться.
Мы живем в экономике внимания, и это касается не только рекламных акций, а вообще всех областей жизни. В том числе деловой, естественно. Каждый пытается запихать других в свою воронку продаж, раздраженно отбиваясь от встречных уловок. Если заниматься таким на полном серьезе, легко окончательно остервенеть. Но это станет личной проблемой, для бизнеса опасно другое.
Почти ничего не осталось от классического месседжа, который должен быть скелетом рекламы, презентаций и прочих бизнес-активностей. Критично мало продуктов с реальным УТП. Конкурировать по цене себе дороже в прямом смысле слова. Тонны креатива к лентам контента подвозят уже самосвалами, но как раз потому оригинальные выражения полностью девальвированы. Еще можно привлечь внимание меткой фразой, но ее уже вряд ли свяжут с вами.
Копипаста и подражание в Интернете развились до пугающих размеров. Как правило, широкой публике все равно, кто был автором сообщения или картинки. Она просто разлетается по сети во множестве безымянных копирований, обрастает поддельными подписями, чужими логотипами и наконец окончательно растворяется в лавине переделок.
Сохранить лицо в смысле узнаваемой подписи под своим (а заодно и под чужим) креативом могут только крупные бренды и блогеры. Всем остальным приходится барахтаться в гомогезированной каше из однородного ноунейм-контента.
Поэтому использование типовых картинок для «оживления» речи и публикаций — логичное развитие событий. Просто общий фон такой, что узнаваемые визуализации, слоганы и шутки становятся укрупненным алфавитом. Можно сказать, что цивилизация пришла к иероглифическому письму.
Разумеется, об этом тоже есть известная картинка, автора которой никто не помнит, но все ей пользуются:
В добрые старые времена все было иначе. Например, известно что первый смайлик использовал Скотт Фалман, профессор Университета Карнеги-Меллон в Питтсбурге. Это случилось еще 19 сентября 1982 года — и, между прочим, было частью делового общения.
Эмодзи предложил японский художник Сигэтака Курита. Кстати, как раз те первые образцы недавно приобрел Музей современного искусства (МoМА) в Нью-Йорке. С тех пор регулярно появляются новые. Их стало так много, что есть специальные поисковики по эмодзи.
Известный родоначальник китайских мемов – Ван Нима (Wang Ni Ma). Несмотря на закрытость китайской сети и, казалось бы, слабый культурный обмен с нашим сегментом Интернета, гляньте какие знакомые картинки.
Постепенно выросла целая внесистемная индустрия. Появились стикеры, гифки. Считается нормальным использовать в общении мемы, смешные фото, нарезку цитат из видео. Это стало настолько привычным, что все крупные мессенджеры включают добавление визуалов наряду со вводом текста.
По смайликам прокатился каток толерантности, теперь их можно выбирать во всех цветах радуги, в любых сочетаниях пар (кто кого держит за руку). Как и любой язык, визуальный отражает все происходящее в обществе.
Сейчас уже довольно странно рассуждать о том, нужны такие визуалы или нет. Они просто есть. В том числе мелькают в рекламе, используются службами поддержки. Но, возможно, все это касается только b2c?
Аргументы против эмодзи в b2b
Подчеркнуто деловому общению присуща сухость. По строгому этикету недопустимы даже восклицательные знаки или НАБОР КАПСОМ. Потому что это означает крик, передает эмоцию. Как и смайлики, разумеется — они ведь как раз для того созданы.
Кроме того, использование мемов и других визуальных образов выглядит более личным. Это все равно что «тыкать» собеседнику. Нормально между друзьями, но оттолкнет при знакомстве.
Тем более возмутительны пошлые намеки, что-то некрасивое с блюющими образами, разными грязными намеками любого вида. Например, недавний изыск с эякулирующим баклажаном в Telegram возмутил вообще всех, похоже. Другой вопрос в том, почему так много людей заметило некультурный стикер? Потому что все за ними следят, вот почему.
Одни сами интересуются, другим приходится быть в курсе, чтобы понимать собеседников и общий код общения вокруг себя.
Пожалуй, нет смысла начинать со смешных картинок в деловом общении, тем более что юмор у всех разный. Сам выбор мемов настолько личный, что появилась даже служба знакомств, которая подбирает пары по симпатиям к одинаковым картинкам.
Одни видят в самом популярном кстати плачущем смайлике смех аж до слез, другим видится огорчение. Люди разного возраста, из разных стран, социальных сегментов по-разному трактуют одни и те же картинки. Это нормально, так и должно быть.
Подстрочные сноски к «Путешествиям Гулливера» Джонатана Свифта для современного читателя содержат в разы больше информации, чем основной текст романа. Мы не понимаем контекста, аллюзий, тонких шуток между строк с прямыми намеками на конкретных персонажей и ситуации той эпохи, того социума, о котором он писал. Это касается многих литературных произведений. И не только книг, но даже фильмов.
Вот почему нельзя общаться намеками в ситуациях, когда нужно быть уверенным, что тебя точно поняли и именно так, как нужно. Использование мема в сообщении о поставке говорит о чем? Что сроки под вопросом? Или все будет точно? Может, контрагент намекает на то, что он скоро уволится или предлагает проверить качество товара более внимательно? Можно вызвать настоящую бурю в стакане одной картинкой, которая на самом деле ничего вообще не значила.
Кроме того, было исследование университета Хайфы и университета Бен-Гуриона (2017 год), вывод которого в том, что эмодзи в деловой переписке формируют образ некомпетентного собеседника.
В общем, можно хоронить этот метаязык, расходимся.
Или все-таки эмодзи полезны?
Главная ошибка в рассмотрении b2b состоит в попытке увидеть общение организаций. Но нельзя даже в пресс-релизе написать «Компания выбрала», это грубая ошибка. Корректное выражение «Руководство компании выбрало». Опаньки, там оказывается живые люди, кто бы мог подумать. Да, как ни странно.
Деловое общение существует, конечно. Оно идет полным ходом, только иронично как раз переход к сделкам часто перестает быть полностью деловым. Наоборот. Сколько контрактов подписано после хорошей бани, подчеркнуто личных бесед и событий в поездках. Зачем вообще топы и менеджеры всех стран ездят друг к другу и встречаются, все ведь можно обсудить удаленно, начиная с изобретения письменности? Чтобы поговорить лично, познакомиться, установить менее официальные отношения.
Ровно этим задачам служат эмодзи и мемы. Причем даже пользоваться ими следует похоже. Никто с порога не лезет обниматься, это странно и отталкивающе. Есть интуитивно понятные, адекватные шаги по сближению. В любом общении: офлайн, онлайн, со стикерами или без.
Просто картинки на письме ускоряют формулировки. Неслучайно они получили такое развитие именно в Китае, Японии и Корее. То есть в странах с иероглифической письменностью, где по сути образы и так были зашиты во многие слова или выражения.
Сейчас западный мир учится этому подходу немного в других ракурсах, но смысл похожий.
Так использовать или нет?
Однозначные ответы на вопросы такого плана напоминают чек-листы по достижению успеха за 5 шагов, методики «Как стать успешным оратором еще до завтрака» и прочие инфошедевры с напевом айнанэ.
Нет таких рецептов. Есть общий метатренд визуализации, который сложно не заметить. Наверное, при общении со старыми грибами из организаций, при одном упоминании которых вырабатывается кислая слюна, лучше воздержаться от новомодных штучек. Скорее всего, обращаясь к стартаперам из поколения зумеров, можно быть менее душным и вести себя раскованнее.
Только в том и проблема, что те, кому приходится «изучать вопрос», уже вне контекста. Старперы, которые штудируют словари молодежного сленга, никогда не сойдут за своего. Можно вычитать определение термина «кринж» и даже употреблять его адекватно контексту. Но это всегда будет смотреться как мем «How do you do, fellow kids?» в исполнении Стива Бушеми.
Пожалуй, это и есть ответ. Если вы готовы к самоиронии – новый метаязык образов подходит. Он даже может дать щедрые дивиденды, потому что экономит время, создает потенциал для виральности и вообще все улучшает.
Это привилегия рок-звезд и панков, в том числе в бизнесе. Илон Маск и Ричард Брэнсон могут позволить себе выглядеть смешно и нелепо, и им все сходит с рук. Если серьезный дядечка в костюме вдруг заявится на пресс-конференцию со скейтом на плече, это вряд ли поможет его карьере.
Будьте собой, это окупается.