Источник: BFM.ru
В третьем квартале текущего года рискоустойчивость строительной отрасли снизилась, но незначительно. К такому выводу пришли специалисты Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ). Как напоминает портал «Единый ресурс застройщиков», значение индекса рискоустойчивости в 100% выражает «нейтральный» уровень, значения выше 100% и ниже 100% соответственно — позитивную и негативную динамику в течение месяца и квартала.
Согласно расчетам аналитиков ВШЭ, строительный сегмент в третьем квартале сохранил высокий уровень рискоустойчивости, однако впервые за весь посткризисный период обозначилось замедление набранных темпов: по итогам квартала ИРУ для строительства снизился на 0,2%, до отметки 99,8%.
Тем не менее, по словам директора ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, на которого ссылается портал, «несмотря на возникшую дестабилизацию позитивной динамики индекса, инерционность укрепления стрессоустойчивости оказалась достаточной для задержания ИРУ в лучшем диапазоне значений начиная с 2016 года». Иными словами, запас прочности у застройщиков еще о-го-го, так что за них можно не волноваться.
Однако, судя по результатам опроса, который на днях провел ВЦИОМ, строительная жизнь, по крайней мере столичная, от идеальной еще далека. Опрос был посвящен изменениям отношения игроков рынка к прохождению административных процедур в строительной отрасли Москвы.
Среди респондентов большинство (56,7%) работают в сегменте строительства многоквартирных жилых домов и апартаментов, 13,3% — в сегменте коммерческой недвижимости (в строительстве торговых объектов, гостиниц и бизнес-центров), по 6,7% — в сегменте строительства складских и логистических комплексов и в строительном проектировании.
Больше всего удивляет, что во мнениях по поводу произошедших за последние два года изменений в сфере строительного регулирования столичные застройщики разошлись кардинально. И при этом разделились на три почти равновеликие группы: 32% участников опроса назвали изменения позитивными, 30,2% — негативными, а 28,9% заявили, что никаких изменений, собственно, нет — все как было, так и осталось.
В среднем по десятибалльной шкале застройщики оценили ситуацию с регулированием в Москве на 6,8 балла, в Подмосковье — на 6 баллов, в других регионах страны — на 5,5 балла. Что касается уровня доверия органам власти в сфере строительства, то, опять же, в среднем респонденты поставили 6,7 балла.
Как считают представители московской строительной сферы, больше всего им сегодня мешает рост стоимости материалов: 84% опрошенных отдали свой голос этому варианту. На втором месте сложности с получением разрешительных документов (78%), на третьем — постоянное изменение законодательства и вообще правил игры (71%). Недостаток квалифицированных рабочих оказался только на четвертом месте (62%).
О проблемах с объемом собственных финансовых средств сказали лишь 37% участников опроса, о недостатке инвестиций — 16%, о высоких процентных ставках по кредитам или недоступности долгосрочных кредитов — вообще только 12%, из чего можно сделать вывод: в Москве взаимоотношения застройщиков и банков — территория пусть не полного, но все же согласия.
Недавно Владимир Путин на встрече с руководителем «Деловой России» Алексеем Репиком заявил, что настроен на серьезный разговор с правительством по вопросам развития сферы строительства. «Нам нужно добиться того, чтобы у нас не было серьезных сбоев в объемах строительства — это задача номер один. В то же время нам нужно обеспечить безусловные интересы граждан, которые не должны страдать от различных схем или даже от отсутствия таковых, от того, с чем связаны риски долевого строительства. Нам нужно от этого уходить и переходить к современным рыночным способам регулирования в этой сфере», — цитирует Владимира Путина ТАСС.
Составной частью предстоящего «серьезного разговора» вполне могут стать идеи столичных застройщиков по сокращению числа необходимых для строительства процедур. Вот какие шаги участники опроса ВЦИОМ назвали первоочередными: внедрение института консультаций с органами исполнительной власти (83%); упрощение процедуры внесения изменений в ПЗЗ Москвы в целях реализации инвестиционных строительных проектов (80%); регламентация порядка выноса (переустройства) сетей из пятна застройки (74%); обеспечение прозрачности определения платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения (70%). И это только начало списка.
Несмотря на то что в основу исследования ВЦИОМ лег московский опыт, немалая часть проблем, на которые указывают столичные профессионалы, наверняка актуальна для всех регионов страны.