Источник: 66.RU
Перепродажа памятников архитектуры — типичная схема, которую применяет бизнес, чтобы, с одной стороны, сохранить контроль над ними, а с другой — не тратить деньги на их восстановление. Часто это приводит к полному разрушению и утрате старинных зданий, что и произошло с торговой лавкой купца Ваганова на улице Радищева, стена которой обрушилась в середине сентября.
Горожане, небезразличные к судьбе старинных построек, предполагают, что цель покупателей таких зданий может заключаться в доведении памятников до состояния, когда их уже нельзя восстановить, остается только снести. В случае если юрлица связаны между собой, перепродажа позволяет постоянно откладывать сроки проведения противоаварийных работ и сохранить право на участок за собой.
Как считает архитектор Полина Иванова, времени, чтобы приступить к восстановлению той же лавки купца Ваганова, было достаточно.
Мы обнаружили связь между первым и вторым частными собственниками здания, а также менеджментом находящегося в десятке метров от него бизнес-центра. Вот история торговой лавки.
Первым владельцем усадьбы был купец второй гильдии Василий Ваганов — товарищ директора Общественного банка и гласный городской думы. Он торговал скобяными и железными изделиями, держал по городу четыре лавки, одна из которых находилась при его доме. В 1890-х годах к нему пристроили конюшню и кучерскую. После революции усадьбу национализировали и приспособили под детскую лечебницу. Позже переделали под коммунальную квартиру, а потом под склад.
Когда на улице Радищева развернулась глобальная стройка, особняк, числившийся в областной собственности, приватизировали и распродали по частям. Так, торговую лавку купца Ваганова на торгах приобрело ООО «Ермак и К», заплатив 19,8 млн рублей — стартовую цену.
Это произошло в 2011 году, а через год по соседству с памятником возвели офисный центр «Суворов». Строительством занималось ООО «Баркас». И к тому и к другому юрлицу имел отношение Степан Лобанов: в «Ермак и К» он был соучредителем, а в «Баркасе» — одним из директоров.
В 2013 году ООО «Баркас» сменило учредителя на компанию с пропиской на Британских Виргинских островах. Новый менеджмент тогда уверял, что не имеет отношения к застройщику. Но Степан Лобанов остался управленцем в бизнес-центре, на сегодняшний день он возглавляет управляющую компанию, обслуживающую здание.
В тот же период времени власти и бизнес обсуждали варианты сохранения усадьбы Ваганова. Кто-то предложил надстроить сверху новое здание, включив в него старинные постройки, или перенести памятник в другое место. Такие проекты приспособления признали нереализуемыми и отклонили. Вместо этого в адрес «Ермак и К» регулярно стали поступать предписания от надзорных органов: по закону вслед за правом собственности наступали и охранные обязательства.
Через несколько лет объект культурного наследия выкупила строительная компания «Иртыш», которая (возможно, по совпадению) была зарегистрирована по адресу БЦ «Суворов». Фирма тоже не стала заниматься реставрацией и против нее завели административное дело по статье 7.13 КоАП РФ («Нарушение требований к сохранению и использованию объектов культурного наследия»).
Постройка ветшала, на тот момент степень износа составляла 61%. Перед чемпионатом мира по футболу, чтобы скрыть от глаз приезжих болельщиков, дом завесили огромным баннером.
В 2017-2018 годах памятник достался бизнесмену Александру Гофману. Тот, как сообщали СМИ, хотел отреставрировать здание, но вдруг перепродал его ООО «Купец». Из выписки ЕГРН следует, что предприниматель предоставил покупателю рассрочку. Как и предыдущим собственникам, региональное управление госохраны прислало компании дежурное уведомление о том, что особняк нужно привести в порядок.
В 2019 году суд предписал ее исполнить охранные обязательства, дело передали судебным приставам, но решение так и не было исполнено. К слову, первых двух владельцев — компании «Ермак и К» и СК «Иртыш» — ликвидировали с разницей в пару лет: в 2017 и 2019 годах.
В сентябре усадьба, пережившая советскую власть и кучу других собственников, закономерно рассыпалась. Кирпичная кладка повалилась на припаркованный автомобиль и частично перегородила проезд к БЦ «Суворов».
Некоторая часть горожан считает, что владельцам БЦ «Суворов» выгодно разрушение особняка. Существует мнение, что в случае если он исчезнет, проезд к офиснику станет более доступным и удобным, а на высвободившейся площадке можно организовать стоянку.
Отвечая на подозрения горожан, в управляющей компании БЦ «Суворов» утверждают, что, наоборот, заинтересованы в скорейшем восстановлении исторических зданий, так как это повысит привлекательность офисного центра и его узнаваемость.
Степан Лобанов, директор «УК Суворов»:
— Мнение граждан о возможности организации и расширения парковочных мест на территории исторического здания — ошибочно. Участок, как и сам объект, является частной собственностью. Кто и как может организовать парковку на чужой земле? Соседний участок, по которому организован проезд/проход, принадлежит администрации Екатеринбурга. Наличие аварийного памятника рядом с единственным возможным доступом к зданию офисного дома вызывает наши опасения.
С руководством ООО «Купец» корреспонденту 66.RU связаться не удалось.
Сейчас управление госохраны проводит контрольно-надзорные мероприятия. По их результатам будут подготовлены и направлены материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.
В ведомстве пояснили, что у государства есть законный механизм по изъятию памятников у недобросовестных компаний.
Алена Кульпина, замначальника управления госохраны Свердловской области:
— В случае если собственник ОКН не выполняет требования к сохранению такого объекта или совершает действия, которые угрожают сохранности данного объекта и влекут утрату им своего значения, региональный орган охраны обращается в суд об изъятии его у собственника. Решение о принудительном прекращении права собственности является исключительной мерой реагирования.
Но в контексте торговой лавки таких правовых оснований нет: формально собственник провел научно-исследовательские работы, часть работ по консервации здания и получил задание на проведение работ.