Источник: Executive.ru
Работа на крупную компанию больше не считается мечтой, профессионалы знают, что такое свобода выбора. Как взаимодействовать сторонам в таких обстоятельствах?
Крупные компании разрабатывают программы долгосрочной мотивации сотрудников и раздают очередные опционы. В это время российский рынок фриланса продолжает расти. Только по общему объему платежей в 2017 году его прирост составил 50%, и согласно данным глобального исследования Ernst & Young, уже к 2020 году почти каждый пятый работающий будет самозанятым.
Наследие гигантов
Наследие «девяностых» в России – это, в том числе, страх отсутствия регулярного заработка и неуверенность в завтрашнем дне. «Получить место» в компании с приставкой рос- гос- газ- энерго- завод- считалось по праву большой удачей. И дело было не только в доходной составляющей. Такое «место» гарантировало безопасность от любого рода экономических потрясений. В нелегкие времена обычные специалисты «Газпрома» получали если не зарплату, то хотя бы продукты питания. Работники железных дорог могли рассчитывать на путевку в Анапу. Родной комбинат не оставлял без санаторного лечения, а рядом с ним открывались детские сады и ясли для нового поколения сотрудников.
Такой «симбиоз» Союза и зарождающегося бизнеса сильно повлиял на рынок труда. Если в 1990-х стоял выбор – работа на заводе со всеми обозначенными благами, «стартап» от соседа, открывающего ларек, или «челночное» предпринимательство – то первый сценарий выигрывал за счет ощутимо большей безопасности.
Работодатели VS фриланс
Крупные компании все еще могут позволить себе почивать на лаврах успехов последней пары десятилетий. Их уверенность в том, что большинство сотрудников будут выбирать стабильность – как в работодателе, так и в количестве и регулярности денежных поступлений – вполне обоснована, и какой-то запас прочности системы «девяностых», безусловно, остается.
Однако наметились и другие тренды. Увеличилась подвижность рынка – поменять работу раз в несколько лет считается хорошим тоном. Сайты фрилансеров пополняются новыми профайлами за счет ряда специфических и творческих специальностей. Профессионалы берут несколько проектов «на удаленке», и уезжают «зимовать» на острова. Студенты и молодые специалисты с большим удовольствием поддерживают стартапы и работу из кафе, чем принимают предложения от «гигантов» отрасли.
Каждый из этих трендов напрямую влияет на показатели текучести персонала крупных компаний. Последние, в свою очередь, по-прежнему стараются изо всех сил сохранять кадры, заботясь о своей капитализации, появляются все новые инструменты для борьбы за цифры и умы. Бренд работодателя превращается в полноценное направление – с отделами, бюджетами и KPI. Ни одна конференция не проходит без разговоров об увлечениях «игреков» и механизмах их привлечения. А за профильных экспертов и вовсе разыгрываются нешуточные баталии с постоянным «ростом ставок».
Как следствие, бюджеты на найм и удержание в компаниях растут, а вот профессионализм сотрудников и их «срок службы» – сокращаются. В то время как тренды в сторону самозанятости занимают все более значимые места в годовых отчетах и рейтингах.
Детско-родительские отношения
Многие работодатели продолжают относиться к сотруднику со всей своей «взрослой» ответственностью: график, зарплаты, иерархия. Вкладываются в руководящий состав, чтобы управлять результатами даже на самом простом уровне. Вкладываются в «молодое поколение», заведомо понимая, насколько краткосрочными могут быть отношения. Вкладываются в обучение, создавая целые департаменты и обслуживая их. Не говоря уже о налогах. Все это – история накопленного опыта и развития трудового права.
Тем временем работник научился проявлять своеобразную «инфантильность». Он не горит желанием отвечать за потраченные на него ресурсы. Безусловно, ему в радость и зарплата, и режим, и «воспитание». Но вернуть «родителю» он в состоянии только то, что ему самому покажется логичным. А если работодатель хочет большего – уход и плохие отзывы. Во-первых, не такими страшными оказались стартапы и предпринимательство – в отличие от «гигантов», это быстрые результаты, радость от реализации нового проекта и возможность влиять на изменения. Во-вторых, молодые и востребованные уже знают, что такое свободный график, отсутствие дресс-кода, общение «на равных», и приобрели уверенность в собственных силах. Поэтому советы «родителя» со строгими правилами слушать беспрекословно они уже не хотят.
Предложите мечтателям «полететь в космос»
На стыке этих, казалось бы, довольно разнонаправленных векторов и появляются новые возможности. Текущие изменения вовсе не говорят о том, что прошлое должно быть забыто. Отнюдь, теперь у компетенций и заказчиков появляется намного больше эффективных способов взаимодействия. И самое время задуматься о том, как подготовиться к «двадцатым» с учетом существующих прогнозов и трендов.
Если вы «работник из девяностых», не помешало бы оглянуться. Да, поверить в экономическую стабильность по-прежнему страшно. И да, риски и ответственность за свои результаты – это не то чтобы уютные для нашей ментальности понятия. Тем не менее, ситуация существенно улучшилась: медведи ушли с красной площади, а на водку наклеили акцизы. Включив стоимость ДМС и путевки в Анапу в свой среднегодовой доход, возможно, в сравнении с рынком вы найдете себя недооцененным. А значит, у вас появятся аргументы для изменения ситуации.
Если вы фрилансер, постарайтесь нести это звание гордо. Во многом авторитет самого понятия формируется именно сейчас, когда рынок достаточно насыщен экспертами. Тем не менее, все еще слышны отголоски «дикого» прошлого. Просто постарайтесь поддерживать его своим профессионализмом, исполнением сроков и адекватными отношениями с заказчиком. Именно от вашего поведения сегодня зависят отношения между компаниями и компетенциями завтра.
Если вы работодатель, продолжайте нести ответственность. Но попробуйте распространять ее не только на «работников из девяностых». Умеете удержать мечтателей «полететь в космос» – удерживайте их стоящей работой и интересными проектами, а не имитацией деятельности. А не умеете – учитесь достойно отпускать и пользоваться результатами их творчества на правах соразмерных партнеров. Возможно, именно за компаниями, которые научились покупать готовые компетенции и управлять не аппаратом менеджеров, а созданной экосистемой профессионалов, будущее?