Источник: ЦИАН
Есть на Черноморском побережье места, где удастся не только отдохнуть и осмотреть исторические руины, но и полюбоваться достижениями технологий и получить современный сервис. Их пока немного. Одно из самых ярких — олимпийский Сочи, который после 2014 года стал всесезонным курортом.
Пандемия коронавируса кардинально изменила привычные планы на отдых россиян. Вместо бронирования заграничных отелей многие озаботились арендой или покупкой дачи, а некоторые — дальних дач у моря. Краснодарский край до сих пор у многих ассоциируется с советскими пансионатами и отпуском «у бабушки в сараюшке» за рубль в сутки. Циан.Журнал разобрался, так ли это.
Треугольник, который появился благодаря олимпийским кольцам
Когда говорят «олимпийский Сочи», подразумевают не весь огромный город, протянувшийся вдоль берега Черного моря на 100 км и вобравший множество приморских поселков, а ту его часть, которая была преображена перед Олимпиадой 2014 года. Это большой вытянутый треугольник: он начинается у олимпийских объектов возле моря, идет вдоль Олимпийского пляжа почти до границы с Абхазией, уходит к станции Имеретинский курорт (Олимпийский парк), а затем — вверх в горы, а с другой стороны ограничен железной дорогой «Олимпийская деревня — Красная Поляна» вдоль реки Мзымта.
И ЭТО НАСТОЯЩИЙ ОАЗИС «СТОЛИЧНОСТИ» И ДАЖЕ «ЗАГРАНИЧНОСТИ», КОТОРЫЙ РАЗИТЕЛЬНО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ КУРОРТОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.
Как только вы сходите с трапа самолета или выходите из поезда в Адлере, вас не покидает ощущение, что вы не уехали из Москвы. Знакомый дизайн вокзала и аэропорта, та же плитка с желтыми пупырышками, которая призвана облегчить жизнь слепым, но часто помогает зрячим подвернуть ногу. Та же до боли знакомая навигация указателей от студии Артемия Лебедева, заставляющая заблудиться даже местных.
На Олимпийской набережной вас встречают рестораны от Аркадия Новикова, хипстерские кафе и бургерные. Да и набережная с ее велодорожками, покрытыми резиновой крошкой, сильно напоминает набережную Москвы-реки где-нибудь в районе Лужников.
Даже киоски со знакомым по столичным паркам и торговым центрам эскимо, которое надо макать в шоколад, встретят вас летом на пляже. По словам водителя фургона с лакомством, мороженое действительно везут сюда из Москвы.
Территории некоторых отелей очень сильно напоминают московские кварталы с пятиэтажной застройкой, только в улучшенном варианте. В общем, в постолимпийском Сочи все выглядит так, как выглядела бы Москва, если бы вдруг в ней «выкопали» море.
Ближе к морю — выше цены
Главное — не покидать границы «олимпийского треугольника», иначе до боли знакомая реальность маленьких курортных местечек Краснодарского края, где все без прикрас, вас расстроит.
Правда, и цены на недвижимость на Имеретинском курорте очень напоминают московские. Например, за трехэтажный коттедж с панорамными окнами и террасами на территории парк-отеля «Арфа» в двух шагах от моря просят от 150 до 234 млн рублей.
Те же коттеджи еще месяц назад удалось бы взять в долгосрочную аренду за 1,5–1,8 млн рублей в месяц. Но сейчас практически все разобрано. Остается посуточная аренда — от 150 тыс. рублей в день.
Хотите купить? Не проблема. За апартаменты в ближайшем к морю стильном коттедже на бульваре Надежд попросят от почти 6 млн за «однушку» до 20,5 млн рублей — за «трешку».
В долгосрочную аренду трехкомнатные апартаменты можно взять за 240 тыс. рублей в месяц, а апартаменты посуточно обойдутся в сумму от 4 до 13 тыс. рублей в сутки.
Конечно, по мере удаления от моря цены снижаются. Пока не начинают снова подниматься. Уже высоко в горах.
Лучше моря могут быть только горы
После встречи с морем вы садитесь в знакомую «Ласточку» и едете будто по МЦК, только в горы. Там, наверху, вас сначала встречает город то ли из сказки, то ли из фильма про Штирлица: то ли швейцарский Санкт-Мориц, то ли французский Куршевель. Вдоль набережных стройными рядами стоят красивые отели с ресторанами и магазинами. А выше всей этой цивилизации — суровые горные вершины, покрытые вековыми соснами и буками, а совсем наверху — цепляющийся за скалы кустарник летом и пушистый снег — зимой.
По счастью, доступ к горному великолепию курортов Красной Поляны (их не один, а несколько) есть не только у лыжников, сноубордистов и альпинистов. Благодаря сети канатных дорог всё это получится посмотреть у любого желающего — даже у того, кто дома ленится подниматься по лестнице выше второго этажа.
На каждой станции канатки — рестораны и кафе на любой кошелек, смотровые площадки, шезлонги, бинокли. Чтобы обойти все видовые точки и горные экотропы, покататься на всех фуникулерах и посетить все аттракционы и тематические парки, понадобится не день и не два.
Каждый раз, любуясь окрестностями сидя в гондоле канатной дороги, вы не знаете, чем больше восхищаться: силой матушки-природы или изобретательностью человеческого ума, сумевшего с помощью технологий ее приручить: установить в горах сотни опор для канатки, проложить железную и автомобильную дороги, провести воду и электричество, одеть в гранит горную речку, построить и запустить всю необходимую инфраструктуру — сделать всё то, чем мы сейчас пользуемся.
Владельцем дома в горных поселках Эстосадок и Красная Поляна стать достаточно просто — вопрос цены. В 6 млн обойдется скромный домик из бруса, в 100 раз больше — 600 млн рублей — придется отдать за резиденцию с вертолетной площадкой и теннисным кортом.
В долгосрочную аренду та же резиденция предлагается за 3 млн рублей в месяц. Если вы готовы обойтись и одноэтажным домиком 1970-х годов постройки, озаботившись поисками сильно заранее, то его реально было арендовать за 28 тыс. рублей, но сейчас подобных бюджетных предложений, разумеется, уже не осталось.
За квартиру в районе горнолыжных курортов Красной Поляны продавцы попросят от 2,2 млн (студия без отделки) до 30 млн рублей (трехкомнатные апартаменты на набережной Времена Года в «Горках Город»).
В долгосрочную аренду квартиры стоят от 20 тыс. в месяц за «однушку» до 73 тыс. рублей в месяц за трехкомнатную квартиру.
Как на любом курорте, основная часть недвижимости сдается посуточно. Ценник начинается от 1,8 тыс. за студию и 2,5 тыс. рублей в сутки за скромный щитовой домик и уходит в бесконечность.
Оценили не сразу
Те изменения, которые произошли в Сочи и Красной Поляне после Олимпиады, напоминают стремительные преобразования Петра I, когда посреди топей и болот с комарами вдруг вырос прекрасный город. Но создается впечатление, что местные жители не приняли изменения в регионе — так же, как не оценили современники Петра его реформы. Как известно, в народе царя называли антихристом, а его деяния и даже привезенные в Россию «заграничные» продукты, которые в дальнейшем не одну сотню лет кормили страну, — бесовскими.
Жители Сочи и Краснодарского края до сих пор подспудно сопротивляются чуждой «европеизации» и олимпийскому наследию, нарушая упорядоченность, которая мешает привычке решать повседневные вопросы «по-братски». Местные яндекс-таксисты будут спорить с навигатором и отправляться не туда, куда их вызвали, или парковаться на желтой автобусной разметке, мешая движению. При этом водитель автобуса совершенно спокойно к этому относится: ведь надо же таксистам тоже зарабатывать.
Местным будто чужды ровные ряды новых домов, не обнесенных высокими заборами, что в Имеретинке, что в Красной Поляне. Им милее разношерстный шанхай частного сектора в стиле «кто во что горазд», который им кажется более уютным и домашним.
Они не садятся перекусить в хипстерской бургерной, а идут в соседнее кафе подпевать ресторанному музыканту, который нещадно фальшивит, зато поет громко.
Сочинцы пока не понимают, что вот это всё: ровные дороги, новые дома, современные электрички, красивые пляжи и кафе, — сделано не для мифических иностранцев, которые посетили это место один раз в жизни проездом на три дня. Что всё это остается людям, что всё это — для них.
Местные жители, в отличие от жителей подавляющего большинства российских регионов, могут ездить в чистой электричке, где есть туалет с водой, мылом, туалетной бумагой и бумажными полотенцами. А вместо коробейников с таранькой и пивом напитки и закуски в «самолетной» тележке развозит стюард.
Сочинский рынок недвижимости тоже привык работать «по понятиям», причем брат брата почему-то так и норовит обвести вокруг пальца. Московские риэлторы подтверждают: до 80% объявлений в Сочинском регионе оказываются фейковыми, а реальные объекты подчас и не выходят на рынок.
ПРИ ПРОЗВОНЕ ВАМ МОГУТ ПРЕДЛОЖИТЬ СОВСЕМ НЕ ТО, ЧТО НА ФОТОГРАФИЯХ В ОБЪЯВЛЕНИИ, А ПРИ ПРОСМОТРЕ — НЕЧТО ИНОЕ, ЧЕМ ПО ТЕЛЕФОНУ. БЫВАЕТ, ЧТО НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ФОТО, И ЛОКАЦИЯ, И ЦЕНА.
Прекратить эту порочную практику поможет кнопка «пожаловаться» под объявлением. Не стесняйтесь ее нажимать, если владелец объявления говорит вам: «Эта квартира (дом, участок) только что продана (сдана), но у нас есть такая же, только лучше».
Теория разбитых окон наоборот
На этом фоне маленькие победы цивилизации в постолимпийском Сочи выглядят как настоящий прорыв. Например, на олимпийских пляжах Имеретинки не принято курить на шезлонге и закапывать окурки в гальку, люди совершенно добровольно уходят покурить в специально отведенные для этого места.
Пожалуй, тут единственный в стране кусок пляжа, адаптированный под маломобильных людей: нормальный пандус, плавный заход в море, специальная коляска, на которой инвалиду удобно спуститься в воду. Правда, это место пришлось огородить, чтобы отдыхающие не занимали места для инвалидов. В результате оно выглядит то ли как оазис, то ли как гетто, но эта небольшая часть пляжа — невероятное достижение для нашей страны в отношении маломобильных людей.
Все эти многочисленные отели, парки развлечений и горные карусели обеспечивают рабочими местами многих жителей региона. Наследие Олимпиады и ее инфраструктура привлекают каждый год тысячи туристов, причем новых туристов, которые при других условиях не поехали бы в Краснодарский край ни за что.
А вместе с туристами приезжают и их деньги. Барселона до сих пор получает дивиденды от Олимпиады 1992 года. И Сочи вполне по силам реализовать тот же сценарий.
Не все так плохо, как пишут в интернетах
Пока строились олимпийские объекты, в интернете было хорошим тоном писать о том, сколько всего сломали, перекопали, сколько денег освоили в неизвестном направлении. Ни одного положительного отзыва о будущих курортах практически не было.
Да, при подготовке к Олимпиаде пришлось нарушить покой жителей Имеретинской долины, переселить людей с насиженных мест. Понятно, что сожалели люди не о переезде в новые коттеджи и не о качестве снесенных домов, а о потере своей малой родины.
Да, горный курорт потеснил зеленый массив вокруг Красной Поляны. Но ведь вокруг любого курорта так — и в Швейцарии, и во Франции. Но природа вокруг горных поселков не тронута, там есть чем любоваться!
Пострадало и место традиционной остановки перелетных птиц в Имеретинской низменности. Из-за шума стройки они перестали останавливаться в этом месте на отдых перед отлетом в теплые края. Но и это не навсегда: вернулись же в Москву соколы, дятлы и совы, несмотря на все столичные стройки. Поэтому и в Имеретинку птицы вернутся — орнитологи уже это отмечают.
То, что удалось создать в Сочи, пусть и не без ошибок и национальной русской забавы «освой бюджет», все равно приятно удивляет.
Москвичам стоит смело приезжать в постолимпийский Сочи: в отпуск, на лето или навсегда — кому как нравится. Жителям регионов тоже хорошо бы побывать в Имеретинке и Красной Поляне — просто посмотреть, что вот так реально сделать не в далеких «заграницах», а у нас, в России.
Не исключено, что после посещения Сочи россияне перестанут оставлять мусор в подъездах и бросать окурки в окно, а то и починят, построят или создадут что-нибудь у себя дома.