Главная » НЕДВИЖИМОСТЬ » Трудовой кодекс оказался никому не нужным: кого будут проклинать россияне

Трудовой кодекс оказался никому не нужным: кого будут проклинать россияне

Источник: Московский Комсомолец

Источник фотографии

Госдума приняла и направила в Совет Федерации закон, который дает правительству чрезвычайное право до конца 2020 года самостоятельно регулировать отношения между работниками и работодателями, не внося изменения в Трудовой кодекс. Но ответа на вопрос «Чего теперь ждать?» как не было, так и нет.

«МК» уже писал о том, как в «антикризисном» законопроекте, внесенном в Госдуму 7 мая, среди множества особых порядков и чрезвычайных полномочий неожиданно для многих обнаружилось: правительство, оказывается, хочет в 2020-м году само «устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношениях» — «с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Напомним: в Российскую трехстороннюю комиссию входят представители самого правительства, крупных профсоюзов вроде Конфедерации труда и ФНПР, и объединений работодателей вроде РСПП. Ни одно изменение в Трудовой кодекс, где описываются сложные отношения наемных работников и их нанимателей, не может быть внесено без предварительного согласования с этой самой РТК, то есть без достижения консенсуса тремя сторонами социального партнерства.

«Учет мнений» (послушали, приняли к сведению, сделали по-своему) — совсем не то же самое, что согласование, согласитесь. А за «иными непосредственно связанными» с трудовыми отношениями скрываются и страхование от несчастных случаев на производстве, и меры по борьбе с безработицей. Значит, правительство хочет, не внося изменений в законы и без участия парламента, само регулировать все эти очень чувствительные для граждан и бизнеса во время жестокого кризиса меры.

Причем в обширной пояснительной записке к законопроекту революционная идея не упоминалась вовсе, и понять, зачем всё это, оказалось невозможным. Ни в одном публичном выступлении руководства Минтруда или правительства о направлении, в котором бьется чиновничья мысль, прямо не говорилось. Представители крупных профсоюзов тоже утверждали, что ничего не знают.

Вся надежда была на рассмотрение законопроекта в Госдуме. И что же?

Первое чтение, 12 мая 2020 года… Официальный представитель правительства, замглавы Минэкономразвития Алексей Херсонцев так отвечает на вопрос «зачем?»: это «необходимо для ряда разрешительных режимов, предусмотренных Трудовым кодексом, чтобы упростить работу в этом году по этим разрешительным режимам».

Но в Трудовом кодексе никаких «разрешительных режимов» нам обнаружить не удалось, и что именно имел в виду чиновник, неизвестно. Причем его последующие слова наводят на неприятную мысль о том, что он не очень в курсе (цитируем по стенограмме, размещенной на сайте Думы): «там есть согласование с РТК», говорит он. Но никакого «согласования» в законопроекте нет: «там есть» лишь тот самый «учет мнений».

Второе, решающее чтение законопроекта. 21 мая 2020 года…

Олег Шеин («СР») предлагает вообще убрать абзац про трудовые отношения — иначе, говорит он, «особенности трудовых отношений будут определяться не законами, принимаемыми плохим или хорошим парламентом, а правительственными клерками, которые, в отличие от депутатов, уж совсем никак с народом не встречаются». А трудовые отношения, напоминает справоросс, — это и размер рабочего времени, и сверхурочные, и порядок увольнения, и много чего ещё. Но думское большинство против. Глава профильного Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров («ЕР») поясняет, почему: «имеется в виду период до конца этого года, когда ситуация требует принятия неотложных мер — перевода на дистанционную работу, введения гибкого графика». По его словам, те, кто участвовал в работе трехсторонней комиссии, знают, «какие битвы там идут», и никакой искомой оперативности, если ввести согласование с РТК, быть не может.

Глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) предлагает всё же «согласование» оговорить. Большинство против. Тогда г-н Нилов просит хотя бы прописать в постановлении о принятии закона, чтобы правительство при принятии решений ни в коем случае «не ущемляло права работников». Так и быть: в постановлении о принятии закона появились слова про то, что Госдума «рекомендует» правительству, регулируя, обеспечивать «защиту основных трудовых прав и законных интересов работников»…

Третье, окончательное чтение. 22 мая 2020 года.

Г-н Шеин обращает внимание, что постановление Госдумы — всего лишь совет правительству не ущемлять «основные права работников», да и формулировка порождает вопросы вроде «что такое основные права, а что не основные? и если не надо ущемлять основные права, то значит, можно ущемлять не основные?». Депутат сообщает, что 29 мая состоится заседание РТК, на котором работодатели предлагают рассмотреть вопрос о том, чтобы «в четыре раза быстрее увольнять работников»…

Но Андрей Исаев («ЕР») напоминает: первоначально Минтруда предлагало вообще не включать в процесс регулирования РТК. Профсоюзы выступили против, и появилась оговорка об «учете мнения». Вводить обязательность согласования, объясняет г-н Исаев, нельзя — потому что «сегодня правительство и президент вынуждены принимать меры, которые защищают права людей, но могут быть экономически невыгодны работодателям, согласование же означает, что работодатели получили бы право вето на такие решения».

Уточним: в законе, который скоро ляжет на стол президенту, ни одного слова про то, что принимаемые решения будут защищать права исключительно работников, нет.

Подведём итоги.

Мы по-прежнему не знаем, что именно вскоре свалится на наши головы: все слова про дистанционную и удаленную работу, гибкие графики звучали лишь из уст депутатов. Но вот политический смысл происходящего просматривается вполне себе отчетливо.

Безработица для многих уже стала реальностью, а для очень многих — реальной перспективой. Урезание зарплат — тоже. Бизнес замучился считать убытки. Россияне и подавлены, и раздражены одновременно. Гремучая смесь.

Кого станут проклинать, если ручное регулирование трудовых отношений окажется топорным и вызовет возмущение? Конечно же, правительство! Оно не досмотрело, не учло, нарушило…

А парламент и президент, на которых тоже лежала бы доля ответственности, если бы решения оформлялись законами, будут ни при чем!

Здорово придумано, ничего не скажешь.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*