Источник: BFM.ru
В Госдуму планируют внести законопроект о семейных поместьях. Он коснется тех, кто согласится покорять неосвоенные земли. Об этом сообщил в своем телеграм-канале депутат Ярослав Нилов.
Инициатива исходит от депутатов фракции ЛДПР. Они предлагают распространить программу, которая действует на Дальнем Востоке, и на другие регионы. Законодатели хотят дать гражданам право на безвозмездное получение в упрощенном порядке земельного участка размером не менее одного гектара, который будет передаваться «из поколения в поколение».
Продюсер Business FM Александр Астахов поговорил с одним из инициаторов законопроекта — замруководителя фракции ЛДПР Алексеем Диденко.
— Смысл в том, что это будет особый субъект предпринимательской деятельности, который будет иметь возможность получить особые меры поддержки и рассчитывать на определенные преференции в части особой государственной политики в области развития сельского предпринимательства, семейного предпринимательства.
— Как семья будет получать землю?
— А как сейчас дальневосточный гектар получают? Зашел на сайт, заполнил заявку и получил свободную землю. Но здесь очевидно, что понадобятся какие-то дополнительные документы, которые обосновывают родственные связи и желание человека жить именно на селе.
— Еще есть такие строчки, что люди должны проводить мероприятия по охране природы, возрождать исконные народные обряды, праздники, ремесла и популяризировать здоровый образ жизни. Что имеется в виду?
— При получении дальневосточного гектара люди привозят с собой недальневосточную ментальность, и очень часто эти вещи конфликтуют с существующими там устоями, порядками. Мы все-таки считаем, что именно какие-то аутентичные виды деятельности должны преобладать. В чем смысл семейного бизнеса? Этот бизнес передается из поколения в поколение. Например, оренбургский платок, башкирский мед, сибирский кедр — такие вещи, которые отвечают культуре и истории той местности, в которой это дело ведется. Если я в Сибири хочу развивать какие-то сибирские промыслы, это должно поощряться, а если я захочу разводить страусов — большой вопрос. Как поднимать село? Инвестора привлечь. Инвестор приезжает из Китая с каким-то особо опасным производством и со своими порядками, а местные ничего не получают и вынуждены выживать.
Законопроект опирается на здравые идеи, но все-таки утопичен, считает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.
Сергей Суверов
инвестиционный стратег УК «Арикапитал»
«Утопичный, потому что, во-первых, в России, как известно, проблемы с человеческим капиталом, с демографией, и, возможно, просто не найдется много желающих получить землю и ее обрабатывать. Во-вторых, есть проблема с инфраструктурой: для того чтобы эта идея заработала, необходимо к этим земельным участкам проводить коммунальную инфраструктуру, дороги, газоснабжение — на все это потребуются миллиарды рублей. По идее, их могли бы дать региональные бюджеты, но таких денег в этих бюджетах нет, поэтому непонятно, откуда их брать. Еще есть проблема: свободное использование земли есть в крупных регионах, таких как арктические регионы, Якутия, Красноярский край, но земли в этих регионах малопригодны для сельскохозяйственного применения. Поэтому, возможно, можно просто выделить некоторые пилотные проекты и апробировать эту идею на пилотных проектах. Если это заработает, соответственно, тогда можно масштабировать проект на большее число регионов».
Где и какие земли смогут получить будущие помещики, тоже непонятно. В законопроекте говорится, что будут выделяться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, однако не указывается самое главное — какая это категория земель, отмечает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
Наталья Зубаревич
директор региональной программы Независимого института социальной политики
«Я не понимаю, о чем идет речь. Если разговор о землях поселений — это смешно, если о Гослесфонде — то это вывод из одной категории в другую, или они в лесу будут получать этот гектар? Я не понимаю. Вы по Московской области ездили, поселения видели? Где там свободная земля в поселении? В деревне Пупкино в Кировской области, где никто не живет, поселение размером с эту деревню, там гектар не наберется. Там не прописано, из каких категорий земель будут выделяться эти гектары. Как можно комментировать то, что непонятно. Например, в Сургутском районе в муниципальной собственности находится практически вся земля, это таежная зона, где бурят нефть, и район с этого получает плату за аренду. А это может быть не районная земля, а Гослесфонда, тогда она государственная. На юге основная категория земель — земли сельхозназначения. Они могут принадлежать муниципалитету. Отрезать от сельхозземель этот гектар — интересно будет посмотреть. Там и так дефицит земли для сельского хозяйства в хороших местах. Нужна какая-то развернутая, объясняющая история: кто собственник, какие категории земель».
Ранее правительство расширило программу «Дальневосточный гектар» до семи регионов арктической зоны страны, включая Новую Землю.
Федеральный закон о «дальневосточном гектаре» вступил в силу 1 июня 2016 года. Земельный участок предоставляется на пять лет на основании договора безвозмездного пользования. По истечении этого срока участок можно арендовать или получить в собственность.