Источник: Интерфакс-Недвижимость
Заместитель председателя профильного комитета Госдумы Павел Качкаев на Всероссийском совещании по развитию сети общественного контроля рассказал о тех законах в сфере ЖКХ, над которыми сейчас работают депутаты. Он отметил, что сейчас из-за ситуации с коронавирусом в приоритетном порядке рассматриваются законопроекты, связанные с поправками в конституцию, и те. что требуют безотлагательного решения. ЖКХ пока откладывается, тем не менее работа ведется.
Из 75 законопроектов, проходящих через комитет, 10 уже приняты в первом чтении, и сейчас вносятся поправки перед вторым чтением. Вот те законы, которые наиболее прямо влияют на жизнь и расходы россиян.
Кто платит за неоказанные коммунальные услуги
13 октября во втором и окончательном чтении приняли законопроект, который вносит изменения в статью 157.2 Жилищного кодекса. Речь идет о штрафах и санкциях к виновникам непредоставления или предоставления коммунальных услуг с перерывами или ненадлежащего качества. Если в предыдущей редакции перерасчет суммы в квитанции производился только если услуга вообще не предоставлялась, то теперь цифры будут корректироваться и при низком качестве услуг. Прописано, кто именно будет изменять плату — это будет управляющая организация, ТСЖ или ЖСК, если не заключен прямой договор с ресурсоснабжающей организацией.
При этом из новой редакции закона убрали штраф, который накладывался на виновника нарушения. Потому что раньше получалось, что он несет двойную ответственность: платит штраф и не получает платежи от пользователей.
Еще одно нововведение — появляется ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества: инженерных сетей и всего, что связано с предоставлением коммунальных услуг. За это ресурсоснабжающие организации смогут взыскивать компенсации с управляющих компаний.
Законопроекты, влияющие на цифры в квитанциях за ЖКУ
Во втором чтении рассматривается законопроект по изменению в 155 статью Жилищного кодекса по отмене взимания комиссии с физических лиц по платежам за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).
«Однозначно говорим о том, что с физических лиц данные платежи не взимаются, а эта комиссия должна быть урегулирована правительственным постановлением между банками и ресурсоснабжающими организациями. На сегодня это еще не проголосовано, но пока предложение такое», — отметил Качкаев.
Следующий законопроект, который тоже влияет и на плату за ЖКУ, на этот раз в части платы за водоснабжение и водоотведение, предлагает ввести понятие, которое было изъято, — «норматив потерь».
«У нас на сегодня нормативы потерь никем не устанавливаются, и в некоторых регионах нормативы потерь за последние 5-8 лет выросли в разы. Если раньше мы четко понимаем, что нормативы потерь, которые входят в тариф, не должны превышать 10-15%, то сегодня у нас есть регионы, где порядка 40-45% норматив потерь по холодному водоснабжению и водоотведению», — рассказал Качкаев.
Также ведется работа над нормативными актами, которые позволили бы сохранить льготы тех категорий граждан, которые имеют на них право, когда МКД заключает энергосервисный договор. Сейчас те, кто получают субсидии — чернобыльцы, ветераны, инвалиды, — просто лишаются этих льгот. Сейчас ведется работа над поправками в несколько статей Жилищного кодекса, закон о ветеранах, закон о чернобыльцах и т. п., чтобы урегулировать этот вопрос.
Законопроекты об управлении многоквартирными домами
Важный законопроект касается выборов управляющей организации.
«Он вносит изменения в 161 статью Жилищного кодекса. Там говорится о том, что если у нас не состоится на общем собрании выбор управляющей организации, тогда органы местного самоуправления обязаны назначить управляющую организацию. Устанавливается срок порядка пяти дней. Этот законопроект принят в первом чтении, готовятся поправки ко второму чтению», — сообщил Качкаев.
Законопроект о содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования был внесен в Госдуму еще в 2016 году. Его задача — получить единого исполнителя работ по содержанию и внутридомового, и внутриквартирного газового оборудования МКД.
«У нас есть случаи, когда до 40 исполнителей этой услуги. Например, в Нижнем Новгороде есть многоквартирные дома. где более 20 исполнителей. Мы всё-таки хотим, чтобы управляющая организация выбирала единого для всего дома исполнителя данных работ», — пояснил Качкаев.
Еще один законопроект тоже призван решить достаточно острую проблему: не всегда удается собрать кворум по действующим правилам на общих собраниях многоквартирных домов, даже если собрание проходит в электронном виде. Сейчас авторы законопроекта предлагают изменить нормы.
«Надеюсь, мы найдем консенсус с Главным правовым управлением и Минстроем или хотя бы исключим какую-то часть тех фальсификаций, которые сегодня происходят, когда общее собрание проходит в домах, где по 200–300 квартир. И собрать даже в электронном виде этот кворум невозможно. Наше предложение — нужно собирать 50–60 самых активных собственников жилых помещений, это гораздо лучше позволит управлять и решать вопросы многоквартирного дома», — рассказал Качкаев.
Ведется подготовка законопроекта ко второму чтению.
Также рассматривается законопроект об отмене срока исковой давности в тех случаях, когда общим имуществом многоквартирного дома завладели в спорном порядке. Для этого планируют внести изменения в 36 статью Жилищного кодекса.
«Еще один законопроект тоже касается внесения поправок в 36 статью. Это принятие в общую долевую собственность тех элементов благоустройства, которые сегодня повсеместно проводятся у нас в стране. Это программа формирования комфортной городской среды, когда мы делаем газоны, когда мы за счет бюджетных средств устанавливаем скамейки, делаем освещение», — рассказал Качкаев, но отметил, что согласование этого законопроекта пока находится в ранней стадии.
Также профильным комитетом Госдумы внесен законопроект о тишине, но в предельно рамочном виде.
«Мы провели анализ законов, которые устанавливают требования в субъектах к тишине, — требования абсолютно разные. Поэтому законопроект носит очень рамочный характер и устанавливает определенные границы: и введение часовых ограничений, и, самое главное, административную ответственность для тех жителей, которые тишину не соблюдают и наносят тем самым ущерб комфортности проживания остальных людей».