В 2018 году блокировка счетов сказалась на бизнесе сильнее, чем в предыдущий период, показал опрос независимого агентства MAGRAM Market Research по заказу Промсвязьбанка и «Опоры России». С результатами исследования, которое проводилось в рамках ежеквартального индекса RSBI, ознакомился РБК.
Опрос в апреле 2019 года прошли владельцы и топ-менеджеры 2300 компаний малого и среднего бизнеса из 23 регионов. 20% из них столкнулись с блокировкой счетов за прошедший год, о серьезных последствиях заявили 43% из них против 28% в 2017 году.
Половина (51%) блокировок происходит по вине самих предпринимателей, отмечается в исследовании. 35% респондентов признали, что не оплатили налоги в срок, 10% нарушили правила сдачи деклараций, 6% допустили ошибки.
По вине контролирующих органов произошло 16% блокировок. В 14% случаев банки блокировали счета без объяснения причин, в 10% — из-за подозрения в отмывании средств. Незначительное число опрошенных отказались сообщить причины блокировок.
Эксперты отмечают, что блокировки ставят под угрозу доступ к деньгам на счетах и в большинстве случаев приводят к гибели бизнеса. При этом закон не предусматривает ответственности для банков за неправомерные блокировки, и взыскать компенсацию за убытки практически невозможно. А сами банки зачастую злоупотребляют полномочиями, блокируя средства по формальным признакам.
После отказа в проведении операций или открытии счета юрлица попадают в так называемый черный список ЦБ, из которого его можно исключить только через процедуру реабилитации. Однако, согласно данным Росфинмониторинга, в 63% случаев блокировка средств признается законной. Ситуацию не спасают и попытки расторгнуть договор обслуживания и перевести деньги в другой банк: чтобы помешать переводу средств, банки устанавливают повышенную комиссию в среднем от 10-20% от суммы перевода.
В итоге предприниматели теряют доверие к банковской системе и переходят на расчеты наличными, а средний и крупный бизнес начинает активно применять альтернативные системы клиринга: за год доля компаний, перешедших на наличный расчет, выросла в четыре раза, до 8%. Чтобы изменить ситуацию, Минфин по поручению президента подготовил законопроект, ограничивающий блокировку средств без веских причин. Сейчас проект проходит общественное обсуждение.
В середине апреля в интернете оказались данные примерно 120 тысяч граждан и компаний-клиентов банков, включенных в черный список ЦБ по антиотмывочному законодательству. По оценке экспертов, это первый случай появления в открытом доступе информации, которая связана с Банком России. Юристы отмечают, что многие клиенты попадают в черный список случайно, и у них теперь могут возникнуть дополнительные сложности, например, при устройстве на работу. В самом ЦБ и Росфинмониторинге настаивают на невозможности утечек, но эксперты считают, что вина лежит именно на Банке России из-за ошибки в проектировании системы безопасности передачи данных
По словам экспертов, утечка могла произойти не только по вине банка, но также по вине ЦБ и Росфинмониторинга, с которыми банки обмениваются сведениями о клиентах: если бы общей базой располагал только ЦБ, локализовать утечку было бы проще, тогда как сейчас это невозможно. Между тем для клиентов опасен сам факт присутствия в базе, в том числе потому, что банки нередко вносят добросовестных клиентов в черные списки по халатности или в связи с технической ошибкой.
О блокировках счетов в банках в начале года заявили и россияне, перешедшие в статус самозанятых. По словам налоговых экспертов, кредитные организации не всегда знают, как квалифицировать деятельность самозанятых. Они получают доход на свои личные карты, хотя использование счета физлица для предпринимательской деятельности обычно прямо запрещается в договоре обслуживания. Представители «Альфа-банка», «Тинькофф банка», Совкомбанка и Росбанка заявляют, что риск блокировок невелик, а российское законодательство распространяется на всех клиентов, в том числе на самозанятых.