Главная » НЕДВИЖИМОСТЬ » Построил дом — получил срок: ростовского предпринимателя судят за то, что он построил современные дома для детей-сирот

Построил дом — получил срок: ростовского предпринимателя судят за то, что он построил современные дома для детей-сирот

Источник: DONDAY

Источник фотографии

Главу строительной компании РНР «Проект ДОМ» Вадима Никулина обвиняют в хищении денег на строительство домов, которые возведены, частично заселены и находятся в собственности администрации Миллеровского района.

В Миллеровском районном суде почти год рассматривают дело по обвинению бывшего генерального директора строительной компании ООО РНР «Проект ДОМ» Вадима Никулина в хищении бюджетных средств. По версии государственного обвинителя, руководитель компании похитил 13 из 23 миллионов рублей бюджетных средств, которые были выделены на строительство домов для детей-сирот.

В России трудно удивить кого-то новостью о воровстве из бюджета. Об этом говорят так много, что порой кажется, что нас просто приучают к мысли, что красть из казны – нормально.

Но дело Никулина совершенно не вписывается в схему «получил — украл», потому что два дома, деньги на строительство которых он якобы похитил, стоят целые и невредимые. Более того, один из них заселен детьми-сиротами. А строительство второго дома не было завершено из-за обстоятельств, совершенно не зависящих от него. При этом все квартиры в незаселенном доме принадлежат администрации Миллеровского района.

Но ведь гораздо проще обвинить во всем предпринимателя — и дело с концом. И никто тогда не спросит с чиновников, почему прекрасный, построенный по самым современным технологиям дом для детей-сирот остался недостроенным, и никто не предпринял никаких усилий для его завершения.

Строитель-инноватор

Вадим Никулин — строитель-инноватор. 20 лет назад он одним из первых в России предложил строить малоэтажные дома не из традиционного кирпича или бетона, а из специального бруса. Его идея получила широкую поддержку. Деревянно-каркасные дома давно возводятся в таких северных странах, как Канада, Норвегия, Швеция, Финляндия. Они гораздо экологичнее и комфортнее для жизни, строятся в считанные месяцы.

В течение 10 лет он восстанавливал пострадавшие от пожаров и наводнений населенные пункты в Воронежской и Волгоградской областях, Краснодарском и Пермском краях, Казахстане. Его работа получила высокую оценку первых лиц государства и тысяч пострадавших от стихии жителей.

— Я строил жилье по всей России, — рассказывает Вадим. – Нас привлекли для строительства домов на острове Сахалин, где реализовывали совместный российско-японский проект завода по производству сжиженного газа. Мы — единственная из российских строительных компаний, которую японцы признали лучшим подрядчиком по качеству. Когда все дома были сданы, президент корпорации CTSD К. Хигураши вручил мне диплом, международный сертификат высокого качества и благодарственное письмо. К слову, именно моя компания построила первое в России 3-этажное деревянно-каркасное здание, которое до сих пор стоит на базе ФК «Ростов» и используется как гостиница для футболистов.

Компания Никулина построила более 14 тысяч домов! Фонд ЖКХ Российской Федерации официально рекомендовал проекты его домов для переселения граждан из аварийного и ветхого жилья. В 2013 году администрация Ростовской области пригласила компанию Никулина строить дома для детей-сирот в районах области. Первый дом был возведен в Зимовниковском районе в 2014 году. Примерно тогда же он начал строить в Цимлянском и Миллеровском районах.

Знал бы тогда Вадим Никулин, в какую западню его заманивают…

Цимлянский капкан

В июне 2015 года он построил первый 3-этажный 21-квартирный дом в Цимлянске. Он был успешно сдан в эксплуатацию и заселен детьми-сиротами. Вскоре был построен и второй 15-квартирный дом. Но… администрация Цимлянского района отказалась от квартир и расторгла договор.

— В процессе строительства с меня стали открыто вымогать взятки. Глава района Андрей Садымов требовал откат в размере 10% от стоимости контрактов, — признается Никулин. – В противном случае угрожал не дать мне подключить дома к электрическим сетям. И это при том, что мы уже провели электроэнергию к домам за свой счет. Он заявил, что не примет дом в эксплуатацию, а меня посадят за то, что я не выполнил договорные обязательства…

Возмущенный Никулин написал заявление в правоохранительные органы. Против главы возбудили уголовное дело. Он сейчас осужден на 7,5 лет колонии строгого режима за взятку и злоупотребление служебным положением.

Но система не любит бунтарей, поэтому уголовное дело было возбуждено и против Никулина. Его обвинили в хищении 6 млн рублей бюджетных денег. И это при наличии построенного дома и подтвержденных затратах, которые превышали даже размер бюджетных ассигнований. По сути, дети-сироты не получили свои квартиры в готовом доме только потому, что строитель отказался давать взятки чиновнику…

Несмотря на построенные дома, суд приговорил Вадима Никулина к 5 годам лишения свободы условно.

Новое дело

В июле 2014 года компания Никулина начала строить первый 10-квартирный дом в Миллерово. По договору с администрацией района застройщик обязался передать 27 квартир для детей-сирот (один трехэтажный дом на 17 квартир, а второй двухэтажный — на 10 квартир).

Первый дом был сдан и заселен в ноябре 2015 года. Но вот со вторым произошла неожиданная заминка.
— По проекту оба объекта должны были отапливаться газом, — рассказывает Вадим Никулин. – Сначала все шло нормально. Мы представили газовикам проект, согласовали технические условия, закупили часть газового оборудования. Все документы на газификацию дома были подписаны. Моя фирма потратила на это несколько миллионов рублей. Но ровно через неделю после согласования договора нам отказали в снабжении дома голубым топливом. Причина – нехватка мощностей. В самой газовой стране мира не хватило этого самого природного газа для того, чтобы отапливать два небольших дома для детей-сирот.

Строить дом без отопления невозможно. Никулину пришлось срочно переделывать проект. На этот раз отапливать квартиры и снабжать кухни надо было электрическими приборами. А это значит, что надо было менять всю электропроводку дома на более мощную, согласовывать новые технические условия, покупать электрические котлы и бойлеры, электрические плиты… Помимо потери времени, все это привело к огромным дополнительным затратам, которые не были предусмотрены сметой. Перерасход составил пять миллионов рублей. «Лишние» средства он уже выкладывал из своего кармана. Этих денег хватило только на достройку первого дома.

Когда все сроки сдачи второго дома были сорваны, правоохранительные органы не нашли ничего лучшего, как обвинить Вадима Никулина в хищении бюджетных средств и возбудить уголовное дело в отношении к застройщику.

— Это настоящий театр абсурда! – восклицает Вадим. — Хищение предполагает умышленное присвоение чужих средств. Я не просто не украл ни одной копейки, но еще и вложил в стройку несколько миллионов собственных денег. В материалах уголовного дела есть все документы, подтверждающие мои затраты до копейки. Дома переданы в собственность администрации района. Один заселен, второй стоит целым и невредимым. Но это никого не волнует. Нужен «козел отпущения».

Поразительный факт. Риски администрации района на случай несвоевременного получения квартир были застрахованы на 23 миллиона рублей. Более того, страховку оплачивала компания Никулина, а полисы страхования находились у районных властей. Достаточно было просто предъявить полисы страховой компании и получить возмещение ущерба в полном объеме. Этого по какой-то необъяснимой причине никто не сделал. Администрация Миллеровского района умудрилась «потерять» и банковские гарантии, по которым могла дополнительно получить 2,2 миллиона рублей от банка. Но на это все предпочли закрыть глаза.

Суд или расправа

Второе уголовное дело в отношении Никулина возбудили в феврале 2017-го. В июле 2019 года следствие по делу Никулина «успешно завершилось». Прокурор подписал обвинительное заключение. Начался судебный процесс. Вадима обвиняют по статье 159 ч. 4 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Почти за год процесса в суде были опрошены более 30 свидетелей со стороны обвинения. Практически все они давали показания, которые лишь подтверждали, что Вадим Никулин не украл ни копейки.

Обвинение пытается трактовать показания в свою пользу. Во время одного из допросов снабженец стройки сказал, что Никулин давал указание покупать материалы по самым дешевым оптовым ценам. И обвинение попыталось трактовать эти слова таким образом, будто для строительства приобретались некачественные материалы.

— Мне долго пришлось объяснять в суде, что оптом и дешево – не значит плохо, — рассказывает Никулин. – Цены на одни и те же материалы у разных поставщиков могут быть разными. Я всегда искал самое приемлемое предложение, но никогда за счет качества. Это очень легко проверить: дома стоят. Дерево я использовал только экспортного сорта, на котором практически нет ни одного сучка. Каждый брус имеет индивидуальную маркировку, а это признак высочайшего качества. Мы ни разу не отошли от технологических требований и от проектной документации.

Апогеем всего этого абсурда стала экспертиза, которая проводилась с перерывами в течение семи месяцев (с июля 2017-го по февраль 2018-го). Вывод эксперта поразил своей некомпетентностью: все деревянные дома нужно обложить кирпичом. Затраты по строительству дома посчитаны в ценах справочника… 1969 года (!).

— Эксперт даже не смог составить смету выполненных работ, — говорит Вадим Никулин. – Он оценил затраты по нормам 1969 года, которые были отменены в 1972-м(!). Когда в суде я предъявил ему два тома проектной документации (из уголовного дела!), он на «голубом глазу» признался, что никогда их не видел. Этот человек вообще ничего не понимал в технологии строительства деревянных домов, не мог отличить фундамент из камня от фундамента из железобетона, объемы измерял не в кубических, а в квадратных метрах. 10-квартирный дом общей площадью 255 квадратных метров он оценил в 600 тысяч рублей! Вы представляете себе! Да сейчас однокомнатная квартира в Миллерово стоит больше 900 тысяч рублей! В самом конце двухчасового допроса в суде он неожиданно сказал: «Если бы я знал, в чем вас обвиняют, я бы не стал делать эту экспертизу…».

После того как закончились допросы свидетелей обвинения, защита представила судье ходатайство о допросе пяти свидетелей стороны защиты.

— Мы не стали приглашать в суд большое количество свидетелей. Хотя бы потому, что почти все свидетели и так говорили в мою пользу, — продолжает Никулин. – Я представил судье ходатайство со списком из пяти свидетелей и специалиста в области деревянного домостроения мирового уровня. И что вы думаете? Суд отказал мне в допросе специалиста, а из пяти свидетелей согласился пригласить только одного – следователя, который вел это дело!

В конечном итоге удалось добиться, чтобы в суд пригласили в качестве свидетеля Александра Черных — профессора, академика, доктора технических наук, заведующего кафедрой металлических и деревянных конструкций Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, одного из ведущих мировых специалистов по деревянным конструкциям. Он подтвердил, что рекомендовал проект каркасных домов, реализованный Никулиным в Ростовской области, для других регионов России. Эти дома, по его мнению, соответствуют российским и международным стандартам.

Послесловие

Из-за уголовного преследования Вадим Никулин давно уже не строит дома. Его бизнес перестал существовать. До недавнего времени он еще строил определенные иллюзии, надеялся на здравый смысл и справедливость. Но надежды тают с каждым днем. И это несмотря на то, что едва ли не каждый день мы слышим с высоких трибун от первых лиц государства требования оставить предпринимателей в покое, не мешать им работать и зарабатывать. На практике мы видим совершенно иную картину.

Или, может, те, кто призывает перестать сажать бизнесменов, и те, кто продолжает их сажать, живут в разных государствах?

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*