Источник: Executive.ru
Название «руководитель» в должности еще не повод считать себя настоящим лидером. Как не стать плохим управленцем?
Когда мы думаем о лидерстве, то обычно представляем себе иерархичную лестницу: тех, кто находится наверху, мы считаем лидерами, а тех, кто расположился внизу – последователями. Дело в том, что формальное высокое положение человека не обязательно означает, что он является лидером.
Тем не менее многие люди с гордостью носят свои звания, совершенно не признавая факт, что они ужасные управленцы. Быть лидером не означает раздавать команды «Эй, ты, иди сюда и сделай это».
Многие руководители попадают в ловушку формальной власти и разрушают команды, совершая следующие поступки.
1. Ожидают, что другие будут следовать правилам, которым они не следуют
Это одна из самых распространенных ошибок среди руководителей. Вы не можете и не должны ожидать, что другие будут следовать правилам, инструкциям, процедурам, если вы сами их не соблюдаете. Если вы опаздываете на встречи, не ждите, что ваши сотрудники будут приходить на них вовремя. Если вы не усердны и не организованны, не ожидайте, что подчиненные, будут проявлять свои лучшие качества, глядя на вас. Многие лидеры не осознают важность мелочей и деталей, поэтому иногда сами не понимают, какое влияние оказывают на свою команду.
Вы стали лидером не просто так. У вас должна быть цель, и ваша команда должна о ней знать, чтобы следовать за вами и продвигаться к цели.
2. Не держат слово
Самый быстрый способ потерять уважение – не отвечать за свои слова. Если вы что-то обещали, значит надо сделать. Смотрим пункт номер 1, если вы нарушаете слово, то это развязывает руки сотрудникам и культивирует плохие привычки: «если руководитель позволяет себе расслабиться, то и я тоже могу».
Для лидера очень критично подкреплять слова действиями. Бывают ситуации, когда сказать легче, чем сделать. В случаях, когда не получается реализовать задуманное, не нужно выкручиваться. Надо честно и открыто сообщить об этом команде, объяснить почему не получается.
Отвечайте за свои слова. Сказано – сделано. Люди скоро поймут, что вам можно доверять, они могут рассчитывать на вас, несмотря ни на что. Доверие – мощный фундамент, на котором можно построить все что угодно.
3. Не признают свою неправоту
Некоторые лидеры считают, что признать свою неправоту – проявить слабость, но это не так. На самом деле совсем наоборот, еще большой слабостью будет не способность принять допущенную ошибку. В этот момент ваш авторитет и доверие к вам со стороны команды могут заметно пошатнуться.
Если вы были не правы или ошиблись, просто скажите об этом. Своим поведением вы покажете пример сотрудникам, каких действий вы ожидаете от них в аналогичных ситуациях, а именно – смирения, способности отступить и взять на себя ответственность.
4. Хотят быть звездой команды
Работа лидера – вдохновлять, направлять, учить, мотивировать и помогать другим добиваться успеха. Как сказал Стив Джобс, хорошие управленцы умеют «играть в оркестре». Настоящие лидеры знают, когда надо уйти в тень, чтобы дать возможность сыграть соло своим сотрудникам. Они четко понимают, как распределить партии, чтобы каждого сотрудника было слышно, а оркестр в целом звучал идеально.
Пока ваша звезда будет зажигать на сцене, а сотрудники несправедливо забыты за кулисами, вы будете подавлять таланты и лишать их возможности раскрыться. Звездой должна быть ваша команда, а не вы.
5. Жестко критикуют других, но сами вообще не принимают критику
Здоровая критика помогает команде. Она позволяет сотрудникам развиваться и меняться в лучшую сторону. Жесткая критика внушает неуверенность, страх и нежелание рисковать. Если вы придерживаетесь здравого и позитивного стиля руководства, можете ожидать ответной реакции со стороны подчиненных. Конструктивная критика поможет не только сотрудникам, но и вам продолжить расти и совершенствоваться.
Если же вы адепт жесткого стиля управления, то ожидайте такого же сурового отношения подчиненных в ответ. В худшем случае при таком подходе диалога с командой не получится вовсе – все будут упорно молчать, не видя смысла в обратной связи.
6. Верят, что их подходы самые правильные
В жизни не так много вещей, для которых существует единственно верный способ их осуществить. Жизнь вообще субъективна, в том числе, когда дело касается работы. Люди по-разному видят похожие ситуации: то, что одному кажется креативным, другой находит скучным.
Лидер, который хочет создать сильную команду, должен понимать, что его решение не является единственно верным. Оно может быть одним из тысячи верных сценариев, но не окончательным вердиктом. Это важно понимать, чтобы не ограничивать команду в поиске лучших решений. В противном случае все поиски окончатся тем, что команда будет искать не лучшее решение, а решение, которое максимально соответствует вашему субъективному определению «правильного».
По материалам theladders.com, перевела с английского Алина Прудских