Источник: NSP.RU
Росреестр утвердил новые требования к регистрации договоров долевого участия в электронной форме. За время пандемии большинство компаний опробовали разные формы дистанционных продаж. С какими сложностями при оформлении таких сделок приходится сталкиваться? Что нужно доработать в нормативной базе и технологиях? Какие электронные услуги оказались наиболее актуальными? И что ещё во взаимоотношениях застройщиков, банков, риэлторов и их клиентов стоило бы «оцифровать»? Как думаете, насколько востребованными останутся онлайн-отношения на рынке недвижимости после окончания пандемии и снятия всех ограничений?
Мария Чёрная,
генеральный директор ООО «Бонава Санкт-Петербург»:
– В период ограничений, связанных с пандемией, сложности с регистрацией сделок стали очень чувствительными для бизнеса и для клиентов. Мы столкнулись с тем, что часть договоров просто невозможно зарегистрировать в электронном виде. Например, договоры цессии, когда права на строящуюся квартиру переходят от одного клиента другому. Оформление сделок с использованием материнского капитала в качестве первого взноса затягивается на несколько месяцев. Кроме того, к электронной регистрации ипотечных сделок оказались готовы только четыре банка: «Дом.РФ», Сбербанк, ВТБ и банк «Санкт-Петербург». Весной, когда МФЦ не работали, бумажные документы было подать невозможно, и это существенно ограничивало работу девелоперов.
Тем не менее, я думаю, что онлайн-сервисы, разработанные во время самоизоляции, и электронная регистрация сделок в ближайшее время активно войдут в нашу жизнь. Хочется поблагодарить сотрудников Росреестра за поддержку и помощь застройщикам в осваивании новых требований к регистрации ДДУ в электронном виде. В будущем покупатели будут, как и до пандемии, приезжать на стройплощадки, изучать вживую район строительства, но вот общее знакомство с проектом и финальное оформление документов будут проводить удалённо. Причина проста – так удобнее. Происходящие процессы – это часть мирового тренда на цифровизацию, который постепенно докатывается и до консервативной строительной отрасли.
Андрей Кириллов,
директор по маркетингу и продажам корпорации «Мегалит»:
– За время режима самоизоляции застройщики, даже самые консервативные, отладили инфраструктуру по проведению сделок в формате онлайн. Единственной точкой внешнего контакта, по сути, оставался визит в банк для подписания кредитного договора или открытия эскроу-счёта. Личное присутствие в этих случаях необходимо для идентификации личности.
Как показала практика, после снятия ограничений клиенты в основной массе вернулись в офисы застройщиков. Всё-таки личный разговор с менеджером – для многих обязательная составляющая такой значительной покупки, как квартира. Но онлайн-формат никуда не уйдёт – им активно пользуются региональные клиенты. И они точно рады возможности выбрать квартиру и зарегистрировать договор прямо из дома.
Александр Лелин,
генеральный директор компании «Главстрой – Санкт-Петербург»:
– Мы всю систему настроили, она работает. А самое сложное – это взаимодействие с банками. Они с трудом перестраиваются на дистанционную работу, всё равно хотят всех видеть лично, например, при открытии счёта покупателем. Но подвижки в этом направлении есть. Думаю, в течение 6-8 месяцев процесс будет налажен во всех банках, и можно будет всё оформлять онлайн.
Смена менталитета у покупателей тоже идёт медленно: довольно большой категории людей всё равно нужно пощупать, потрогать, поговорить, оценить вид из окна. В общем, буклетов таким клиентам недостаточно. Однако 30-40% квартир будут продаваться онлайн за счёт молодого поколения, которое этих технологий не боится. Даже когда пандемия уйдёт.
Сергей Терентьев,
директор департамента недвижимости Группы ЦДС:
– Поскольку мы уже давно опробовали такой формат сделок с недвижимостью, сложности минимальны. Чаще всего они касаются некорректных документов, предоставленных покупателем. У большинства клиентов нет опыта совершения таких сделок, и они не всегда могут оценить правильность собранных документов, например, полученных от нотариуса. Однако проблема носит технический характер и довольно легко устранима. С точки зрения регистрационных действий сложности возникают порой из-за некорректной работы программного обеспечения, но это не массовое явление. В целом эти программы достаточно удобны и отлажены и не представляют трудностей для профессиональных застройщиков.
Что касается доработки схемы, как застройщик мы обладаем правом выпуска электронно-цифровой подписи (ЭЦП) для клиента. Для этого мы должны его идентифицировать, то есть встретиться с человеком лично и получить от него заявление на выпуск ЭЦП. Такая же личная идентификация клиента обязательна в банке при оформлении ипотечного кредита. Стоит подумать о возможности идентификации посредством электронных взаимоотношений. Требование делать это в офисе не совсем понятно. Ведь отсутствует повод для мошенничества: вряд ли кому-то придёт в голову выпустить ЭЦП для другого человека и купить на него квартиру, заплатив за это деньги.
Наиболее востребованные сервисы на рынке недвижимости уже оцифрованы. Вопрос лишь в качестве их работы. Абсолютно уверен, что дистанционные услуги окажутся востребованными и в дальнейшем. Зачем тратить время на посещение офиса застройщика, банка, риэлтора, когда всё можно сделать удалённо, где бы покупатель ни находился в данный момент?
Дмитрий Фалкин,
директор по продажам Группы RBI:
– Мы не заметили никаких сложностей с дистанционными продажами. Кроме того, все нововведения, касающиеся цифрового оформления сделок, останутся с нами и после пандемии. Почему? Потому что это удобно и покупателю, и застройщику. Готовы оказывать нашим клиентам помощь и поддержку на всём пути совершения цифровой сделки. Например, с нашей помощью можно дистанционно подписать кредитный договор с банком – прямо у себя в личном кабинете на площадке удостоверяющего центра.
А ещё мы сами открываем за клиента счёт эскроу в банке: не нужно ехать в отделение, а можно просто перевести деньги в мобильном приложении своего банка.
Александр Андрианов,
исполнительный директор Glorax Development:
– Мы проводили дистанционные сделки с клиентами в течение нескольких лет, поэтому переход на этот формат трудностей не вызвал. Из относительных сложностей можно отметить необходимость для покупателя получать электронную цифровую подпись. Если её нет, обмен документами происходит при помощи курьерских служб.
Мы сделали процесс покупки квартиры полностью дистанционным. В онлайн-формате можно пройти все этапы сделки: выбор объекта, оформление ипотечного кредита (доступны ипотечные программы из десятков предложений наших банков-партнёров), оплату и подписание документов.
Раньше заявку на ипотеку можно было подать онлайн, а вот получать кредит приходилось в отделении банка, сейчас и эта необходимость отпала. Многие банки готовы к полностью электронной форме взаимодействия.
В остальном на первичном рынке взаимоотношения покупателя и продавца отлично вписываются в онлайн-формат.
Прежде возможность дистанционной покупки недвижимости привлекала исключительно региональных клиентов. Но за время локдауна, когда вся коммуникация перешла в онлайн, население привыкло пользоваться цифровыми инструментами. А такие опции, как онлайн-презентации из офиса продаж, отчёты о ходе строительства на сайте и круглосуточные трансляции с площадок позволяют клиенту узнать всё о проекте и увидеть максимально полную картину без посещения офиса продаж.
Ольга Ульянова,
директор департамента рекламы и маркетинга ГК «Полис Групп»:
– Если говорить о плюсах покупки онлайн, то при использовании сервиса «Электронной регистрации» клиенту не нужно делать нотариальные документы и заявление об отсутствии брака. Это позволит сэкономить средства и время. Кроме этого, электронная регистрация проходит бесплатно и в короткие сроки, процедура занимает 5-7 дней.
В период нерабочих дней, объявленных весной, сложности были именно с подготовкой документов. Например, если у клиента сделка проходит с участием ипотеки, ему нужно заказывать справки на работе, а на самоизоляции сделать это проблематично. Не каждый покупатель имеет в свободном доступе оргтехнику, если нужно что-то отсканировать или распечатать. Следует помнить и о том, что, если квартира приобретается в кредит, клиенту даже при онлайн-сделке придётся идти к нотариусу, чтобы заверить кредитный договор либо согласие супруга (если клиент находится в браке), а также в банк для подписания документов. Наиболее актуальным оказался сервис «Электронной регистрации» от Сбербанка, который существенно упростил все процессы.
Хотя схема дистанционных продаж полностью себя оправдала, покупать недвижимость целиком онлайн (без вынужденных мер) люди будут нескоро. Большинство покупателей придерживается консервативных взглядов в этом вопросе. Приобретение квартиры в России воспринимается как одно из важнейших событий в жизни, поэтому непосредственное участие в процессе с посещением офиса застройщика, шоу-рума, личным общением с менеджером, присутствием и контролем на всех этапах крайне важно. Именно поэтому какой бы удобной ни была покупка онлайн, существенный процент клиентов не готов дистанционно бронировать квартиры. Однако для части покупателей такая схема удобна в силу объективных причин. Это жители регионов, а также те, кто не может приехать в офис.