Источник: Александр Мальцев
Какие у вас ассоциации со словом эксклюзив? Само понятие эксклюзивности в какой-либо области у вас с чем ассоциируется? Правильно! С исключительностью!
Само понятие «эксклюзив» означает (англ. exclusive — исключительный; единственный) — исключительный, относящийся только к избранным категориям. Это что-то такое, чего больше нет ни у кого. То есть, если Вам предлагают эксклюзивное путешествие, это значит, что такое путешествие доступно далеко не всем, а только некоторым. И цена на него, как правило, выше, равно как и качество. Или эксклюзивная одежда: это понятие подразумевает, что это не ширпотреб, который носит каждый второй прохожий, а некая особенная и малодоступная коллекция. Согласны?
Эксклюзив всегда ценится значительно выше ширпотреба, поскольку иметь уникальный продукт гораздо приятнее и престижнее. Но эксклюзив нужно уметь отличать от подделок.
Многим отдыхающим знакомо понятие All Inclusive (инклюзив), оно означает «включенный». Все включено. Это не плохо, но для всех одинаково. Инклюзив — это не ширпотреб, но и не эксклюзив.
А теперь давайте поговорим о широко распространенном в риэлторской среде понятии «Эксклюзивного договора».
В чем его эксклюзивность? Что в нем такого особенного, что может попасть под термин эксклюзивности? Обычные риэлторы подразумевают под этим работу клиента только с одним исполнителем. Но в чем тогда исключительность для клиента?
Давайте посмотрим, что же может быть действительно эксклюзивным (исключительным) в процессе работы с риэлтором.
1. Эксклюзивное обслуживание.
Не всех клиентов обслуживают одинаково. Обслуживание по договору включает в себя целый ряд действий. Просто «запулить» квартиру в рекламу на порталах и ждать результатов — это никакая не эксклюзивность, а самый настоящий ширпотреб, который может сделать кто угодно. Но при эксклюзивном обслуживании Вам прежде всего помогут сделать в квартире предпродажную подготовку для приведения ее в наиболее привлекательный вид. Затем сделают профессиональные фотографии, а не просто щелкнут на телефон. Грамотно и красиво составят продающий текст. Дадут отчет о ценовой политике конкурентов и произведут оценку Вашей квартиры согласно статистики, а не «на глазок». Ознакомят с маркетинговым планом — как, где и почем будет рекламироваться Ваша квартира (это может быть и Премиум реклама на порталах, и отдельные сайты-лендинги, и ролики на Ютьюб, и размещение в специализированных группах профессиональных специалистов, и просто открытки или расклейка. Это делают далеко не все, поэтому некая эксклюзивность во всем этом присутствует и будет отличать Ваш объект от остальных. Да, это скорее всего будет делаться за Ваши же деньги (вряд ли агент будет вкладывать в это свои кровные), но сумма эта будет вычтена из общей суммы вознаграждения.
2. Эксклюзивные компетенции агента.
Мы все понимаем, что практически весь процесс продажи зависит от специалиста — риэлтора. И чем выше его квалификация, чем выше компетенции, там больше шансов не просто на успех, а на исключительный успех во всех отношениях. Профессиональный риэлтор сделает работу качественно. А к его эксклюзивным компетенциям, кроме квалификации, можно отнести и еще какие-то особенные преимущества, например специализацию по району, где он знает все ОТ и ДО или владение определенными технологиями продаж, которыми владеют не все специалисты. Или высокие коммуникативные навыки (умение вести переговоры).
Кстати, именно неумение многих агентов вести переговоры — а таких сейчас на рынке очень много — мешает нормальному процессу продажи даже больше, чем отсутствие опыта.
3. Эксклюзивные сервисы.
В дополнение к основному обслуживанию Вам могут быть предложены дополнительные эксклюзивные «фишечки». Например, скидки в банке при получении ипотеки (они есть у Ассоциаций и Гильдий риэлторов, а также у крупных компаний), скидки при различных видах страхования, переезде, ремонте, приобретении мебели и прочее. Это предлагается не всеми и не всем, а значит определенная Ваша исключительность может претендовать на эксклюзивность. Некоторые даже помогают устроить ребенка в детский сад или школу — у районных агентов как правило хорошие связи на местах.
4. Эксклюзивные отношения.
Особенные отношения заключаются в том, что Вы готовы в должной мере доверять своему представителю. И уважать его мнение, как и он Ваше. Ведь без этих отношений так сложно двигаться в сложных условиях (а сделки довольно часто бывают сложными). И также у хорошего риэлтора Вы должны себя чувствовать как единственный и эксклюзивный клиент. Он всегда ответит на Ваши вопросы, перезвонит, поможет советом, не бросит после сделки, поможет не только Вам, но и многим Вашим близким.
Вот если все эти факторы (эксклюзивное обслуживание, эксклюзивные компетенции, эксклюзивные сервисы и эксклюзивные отношения) сведены воедино, то тогда и можно говорить об эксклюзивном договоре. От такого вряд ли кто откажется. Люди будут понимать, что есть простой договор на оказание услуг — обычный, такой же, как у всех, недорогой и понятный; а есть некий другой договор — эксклюзивный, исключительный, который не всем доступен, который есть только у некоторых, в том числе и по причине того, что стОит он дороже, но и включает в себя такой уровень услуги, который можно предоставить не всем подряд, а только тем, кто этого действительно хочет и ищет.
P.S. Поясню, что в гражданском кодексе нет понятия эксклюзивного договора. Чаще всего пользуются агентским договором и/или договором о возмездном оказании услуг. Так что понятие это не юридическое, а скорее сервисно- квалификационное.