Источник: Известия
С одобрения правительства в Госдуму внесут законопроект о повышении МРОТа до величины прожиточного минимума. «Известия» совместно с экспертами разбирались, что означает эта мера для российской экономики и для граждан страны.
Итогом заседания правительства в минувший четверг стало, кроме прочего, решение внести изменения в федеральный закон о МРОТе. По подсчетам премьер-министра Михаила Мишустина, при установлении МРОТа в размере 13 600 рублей вырастут доходы 3 млн человек по всей стране. Напомним, в 2021 году в России установлен МРОТ в размере 12 792 рубля.
Технический момент
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин видит неоднозначные последствия предлагаемой новации.
— МРОТ используется для расчета пособий по безработице, временной нетрудоспособности, беременности, а также для иных целей обязательного медицинского страхования. Это значит, что вырастут социальные пособия и зарплата на тех должностях, где платят МРОТ (как правило, в бедных регионах).
Эксперт обращает внимание на то, что темпы роста МРОТа на 6,4% так и не догонят инфляцию в 7–7,5%. Следовательно, те, кто существует только на пособия, фактически обеднеют.
— Есть и понятие «ощущаемой» инфляции. Здесь цифра совершенно другая: даже по расчетам Банка России, это около 15%. А недвижимость с начала пандемии подорожала на 39%.
Аналитик приходит к неутешительному выводу: приравнивание МРОТа к прожиточному минимуму с 2022 года — не более чем «технический момент».
— Во-первых, это упростит администрирование. А во-вторых, исключит накал социальной напряженности, так как МРОТ был ниже прожиточного минимума. Да, доходы 3 млн граждан вырастут. Но проблему бедности мера не решит: прибавка только поднимет низкие доходы к состоянию «чуть выше уровня выживания», — заключает Сергей Гришунин.
Шаг к базовому гарантированному доходу
Понятия «прожиточный минимум» и «минимальный размер оплаты труда» — это принципиально разные показатели, считает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал» Артем Тузов.
— Первый — статистический показатель, определяющий минимально необходимые расходы для граждан. Второй — экономический, который определяет минимально возможный по закону доход граждан. По большому счету, с точки зрения работающих в экономике России компаний, ничего не поменяется: привлечь сотрудника на вакансию за МРОТ, несмотря на повышение, практически невозможно. К тому же после вычета НДФЛ зарплата всё равно станет ниже прожиточного минимума, — рассуждает эксперт.
Впрочем, по мнению Тузова, это хорошая новость для тех, кто теряет работу и становится на учет в службу занятости.
— Привязывая МРОТ к уровню прожиточного минимума, правительство помогает людям, получающим пособие по безработице, пережить эти трудные времена без необходимости закрывать разницу между пособием по безработице (МРОТ) и прожиточным минимумом при помощи кредитов или продажи личного имущества.
В повышении МРОТа аналитик видит еще один шаг к введению базового гарантированного дохода для всех граждан в России.
— Остается пойти дальше и отменить основания, по которым гражданин может лишиться права на пособие по безработице, если он старше 18 лет, не работает и не получает пенсию. И отменить возможность любых долговых и налоговых списаний с такого пособия. Базовый гарантированный доход поможет гражданам и домохозяйствам решить актуальные финансовые проблемы, снизить бытовые преступления и вырваться из «кредитного рабства». Текущее решение, хотя и не идет так далеко, в любом случае увеличит доходы малоимущих граждан и увеличит экономическую активность населения.
Артем Тузов прогнозирует, что в 2022 году рост МРОТа спровоцирует дополнительный рост инфляции, и без того высокой.
Рост не догонит инфляцию
Несколько нюансов делают полезную в целом инициативу весьма неоднозначной, утверждает аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Коренев.
— Настораживает формулировка, что МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума «трудоспособного населения в целом по стране». Если с «трудоспособным населением» всё более-менее понятно, то вот оговорка «в целом по стране» расширяет возможности толкования и применения закона в существующем виде в очень больших пределах.
Формулировка «прожиточный минимум в целом по стране» мало о чем говорит. Есть Центральная Россия, есть Сибирь, есть Дальний Восток и есть Крайний Север. И прожиточный минимум на той же Чукотке в разы отличается от такового, скажем, в Псковской, Новгородской или Смоленской областях. К тому же оба этих понятия — не неизменные величины.
По оценке аналитика, повышение МРОТа не покрывает даже половины величины текущей наблюдаемой инфляции и находится ниже уровня инфляции официальной.
— Прибавка к МРОТу составит по факту всего 800 рублей. Это не сделает россиян богаче. 800 рублей — это, условно, пара бутылок молока, хлеб и самая дешевая колбаса. Меж тем наблюдаемая инфляция, та, что формируется на основе опроса граждан, колеблется сейчас в районе 16,5%. Прогноз на год неутешительный: 12,5%.
Основным негативным эффектом от стремительно растущей инфляции, которую не догонит рост МРОТа, эксперт называет такое неприятное явление, как «нищета трудящихся». Это явление, при котором в бедности живут не бездельники, алкоголики или маргинальные элементы, а те, кто с утра до ночи трудится на благо страны.
Больше — лучше
Позитивным решением для экономики повышение МРОТа назвала управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.
— Приравнивание МРОТа к прожиточному минимуму — здравая инициатива. Платить зарплату меньшую, чем нужно для выживания человека, минимум нелогично.
По мнению Косаревой, вырастут не только социальные пособия и выплаты, но и заработная плата.
— Нередко компании ориентируются при формировании фонда оплаты труда на МРОТ, отсчитывая от него коэффициенты. Следовательно, ничего не останется, кроме как проиндексировать зарплату. Так что цифра в 3 млн человек, чей уровень благосостояния вырастет, на мой взгляд, занижена.
С экспертом солидарен и Владимир Самохвалов, управляющий партнер SBS Consulting.
— Но это не единственная мера для стимулирования экономического роста. Необходимо развивать практику «социальных сертификатов», как, например, в Москве — когда нуждающиеся категории граждан получают возможность закупить выделенные группы товара «бесплатно», за счет начисленных баллов. Такая мера не только стимулирует внутренний спрос, но и способна поддержать отечественных производителей, если начислять на определенные категории российских товаров.