Источник: ЦИАН
Московские застройщики входят в новый режим работы: по рекомендации мэрии большинство сотрудников из-за коронавируса перешли на удаленный режим работы, а те, кто остался в офисах, вынуждены дополнить свои должностные инструкции целым перечнем «добрых дел»: то маску вовремя надеть, то клиента успокоить.
«Наша компания работает в нескольких регионах России, поэтому удаленная работа для нас привычна и хорошо отлажена, — рассказал Циан.Журналу директор по девелопменту ГК «РКС Девелопмент» Сергей Самойленко. — Операционную работу, совещания, управление проектами, решение срочных вопросов, встречи — всё мы проводим удаленно. В головном офисе в Москве сотрудники сами планируют свой рабочий график и выбирают, как работать — из дома или из офиса».
Соблюдайте дистанцию
Одним из главных нововведений стало дистанционное оформление сделок по покупке жилой недвижимости. Физического присутствия покупателя такие сделки не требуют, что, безусловно, является большой уступкой коронавирусу. Впрочем, это еще и большой шаг в развитии сервиса, который, кстати, некоторые застройщики сделали уже давно.
Директор по маркетингу и продажам компании Lexion Development Алексей Лухтан говорит, что многие застройщики предоставляют опцию дистанционного бронирования квартир. Эксперт объяснил, как происходят такие сделки.
«Например, по ЖК «Румянцево-парк» клиенты активно общались с менеджерами по продажам, смотрели виртуальные туры на сайте, бронировали квартиру через личный кабинет на сайте проекта, получали документы сначала в электронном виде, а уже потом полный пакет им доставляли курьеры либо курьерские службы».
На сайте комплекса есть вся информация о проекте, указаны все цены на квартиры с доступными сидками, акциями и спецпредложениями. Пользователю предлагаются виртуальные 3D-туры, чтобы он свободно перемещался по пространству, прошелся по двору, зашел во входную группу, на лифте поднялся на нужный ему этаж и осмотрел выбранную квартиру.
У него есть возможность оценить реальный вид из окна, расстановку мебели, посмотреть 3D-планировку помещения и даже измерить расстояние виртуальной рулеткой.
Схема отработана, отмечает собеседник Циан.Журнала, теперь из-за карантина инструменты дистанционного участия в сделках, которые и так применялись, будут использоваться еще активнее.
Безопасная сделка для интровертов
«Сити-XXI век» давно научился проводить сделки удаленно, но сейчас все же не отказывается и от офлайн — разумеется, со всеми предосторожностями.
«Мы предоставляем несколько вариантов на выбор: курьер компании, который приедет домой или в офис к клиенту в маске и с санитайзером, личный визит менеджера или индивидуальный трансфер. Оплата или регистрация сделки проходят в электронном формате без физического участия клиента, что обеспечивает безопасность и позволяет существенно экономить время».
Мария Могилевцева-Головина,
директор по продукту «Сити-XXI век»
У тех, кто избегает общения, предпочитая домашний образ жизни, есть шанс посетить онлайн-консультацию по видеосвязи или побывать на онлайн-экскурсии по шоуруму, оценив и отделку, и район проживания — на макете. Менеджеры подбирают подходящую ипотечную программу и дистанционно консультируют, как отправить заявки в банки.
НА ВСЕХ ПРОЕКТАХ ЗАСТРОЙЩИКА УСТАНОВЛЕНЫ КАМЕРЫ, КРУГЛОСУТОЧНО ТРАНСЛИРУЮЩИЕ ПРОЦЕСС СТРОИТЕЛЬСТВА, ТАК ЧТО И ТУТ УДАСТСЯ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ ВИЗИТА.
Целую антивирусную кампанию развернули и в ЛСР. Менеджеры компании советуют не дожидаться неминуемого подъема цен и заморозить для себя выгодные условия — через специальное приложение застройщика. В нем же покупатель может придирчиво выбрать объект, забронировать его, подписать договор (с помощью электронной подписи), оплатить сделку и зарегистрировать ее в Росреестре.
«Человек из Кемерова»
Заместитель директора по продажам ГК «Гранель» Сергей Нюхалов подчеркивает, что проведение онлайн-сделки было доступно региональным клиентам компании и раньше: дистанционное бронирование, дистанционное подписание основного договора и электронная регистрация, причем эти опции распространяются на все проекты застройщика.
«На сегодняшний день такой вариант актуален и для работы с покупателями из регионов, и для покупателей в Московской агломерации. Объем таких сделок составляет не более 3% — в первую очередь ими пользуются инвесторы, доля которых в наших проектах составляет около 15%», — уточняет Сергей Нюхалов.
ХОТЯ КОМПАНИЯ УСПЕШНО ИСПОЛЬЗУЕТ ОНЛАЙН-БРОНИРОВАНИЕ КВАРТИР, ПОТОМ КЛИЕНТ ВСЕ РАВНО ПОСЕЩАЕТ ОФИС ПРОДАЖ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГК «ГРАНЕЛЬ» ПРИЗНАЕТ, ЧТО ПОКА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОФИСЫ ПРОДАЖ НАМНОГО ОПЕРЕЖАЮТ ОНЛАЙНОВЫЕ ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Покупка объектов недвижимости в других регионах — еще один повод обратиться к современным технологиям.
«Иногородние покупатели часто прибегают к удаленным сделкам с недвижимостью, — утверждает коммерческий директор ГК «РКС Девелопмент» Александр Коваленко. — Так, в нашем жилом комплексе Holiday House в Анапе доля иногородних покупателей составляет 70%, при этом 65% из них приобрели квартиру удаленно. Очень многие выбирали квартиры на отдыхе, а потом оформляли всё онлайн».
Это удобно и во многом выгодно, объясняет собеседник Циан.Журнала: не нужно тратить деньги и время на перелет, а все возникающие вопросы решаются онлайн. Кроме того, уверяет Александр Коваленко, подобные сделки безопасны: их сопровождают юристы компании, в договоре указаны цена и условия покупки, в доверенности прописаны все ограничения.
Скованные одной сетью
Циан.Журнал опросил более десятка крупнейших застройщиков и выяснил, что большинство относится к удаленным сделкам вполне благосклонно.
Директор по маркетингу ПИК Людмила Матвеева говорит, что компания увидела перспективы полностью цифровой покупки недвижимости еще несколько лет назад. В итоге застройщик развил собственную IT-инфраструктуру — теперь клиенты компании не выходя из дома могут выбрать квартиру, забронировать понравившийся вариант с сохранением цены, подать заявку на ипотеку и получить одобрение в банке.
«В декабре 2019 года ПИК первым из российских девелоперов предложил клиентам оплачивать недвижимость полностью онлайн на pik.ru — с помощью банковской карты. Мы намерены создать условия для дистанционной оплаты 100% квартир — независимо от способа приобретения и формы собственности. В нынешних рыночных условиях мы рассматриваем вариант форсирования такого перехода», — озвучивает планы компании Людмила Матвеева.
В ГК ФСК дистанционное оформление сделок доступно с прошлого года. По словам коммерческого директора застройщика Ольги Тумайкиной, набор услуг примерно тот же: бронь понравившейся квартиры онлайн на сайте, при этом заполняются все необходимые документы, оплачивается бронирование и оформляется договор на покупку уже в любое время с учетом обозначенных сроков бронирования.
«Мы готовы к более подробным консультациям по телефону и видеосвязи на случай, если клиент не хочет приезжать в офис, и оформить всю сделку, чтобы ему не пришлось выходить из дома. Менеджеры могут оформить все документы на покупку квартиры онлайн, заверив их электронной подписью. Покупатель тоже вправе воспользоваться своей электронной подписью для подтверждения договора. Но при желании реально подъехать и в офис — там работают дежурные сотрудники, а маски и дезинфекторы закуплены».
Ольга Тумайкина,
коммерческий директор ГК ФСК
В ГК «Инград» Циан.Журналу рассказали, что тоже предусмотрели возможность заключить сделку удаленно — такой способ компания практикует уже больше года во всех своих проектах. Личное присутствие понадобится только для подписания оригиналов договоров, но эту часть программы легко выполнить при помощи курьера. Кроме того, допускается и использование электронной подписи.
В MR Group нашему изданию рассказали, что клиентам компании доступно мобильное приложение, где отображается вся нужная информация по объекту, а также интерактивный чек-лист по сбору документов для проведения сделки и прочее (застройщик выставляет счет за услуги брокера, клиент его оплачивает, а также бронирует объект, оплачивает обмеры БТИ, подписывает ДДУ/ДКП, который потом регистрируется в Росреестре, оплачивает рассрочку — правда, здесь действуют исключения). Все эти опции доступны, например, в ЖК «Селигер-Сити».
Бесконтактную покупку квартир с 10 марта 2020 года запустил и концерн «Крост». Первый заместитель генерального директора концерна Марина Любельская уточняет, что компания уже более двух лет разрабатывает онлайн-платформу для клиентов. Она включает и сайт, и мобильное приложение, и онлайн-сервисы по заключению и регистрации договоров — всё это позволяет полностью перевести процесс покупки в электронный вид, который полностью автоматизирован и безопасен.
СИСТЕМУ ПО ОНЛАЙН-ПРОДАЖЕ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ КОНЦЕРН «КРОСТ» ТЕСТИРОВАЛ БОЛЕЕ ПОЛУГОДА. ПО СТАТИСТИКЕ КОМПАНИИ, СЕГОДНЯ ДИСТАНЦИОННО ПРОХОДИТ МИНИМУМ 20% СДЕЛОК, И ЭТОТ ПОКАЗАТЕЛЬ БУДЕТ ТОЛЬКО РАСТИ.
Эксперт отмечает, что «Крост» готов обеспечить 100% продаж удаленным способом, включая покупку жилых и нежилых помещений, гаражей и кладовок.
Карантинный ипотечник
Выбрать квартиру через интернет — еще полдела (ну хорошо, две трети). Как оформить ипотеку, если вы заперты в четырех стенах? Выход есть и здесь.
«Для клиентов-ипотечников разработаны инструменты подачи заявки на кредит онлайн, — успокаивает Алексей Лухтан из Lexion Development. — Например, в случае с ЖК «Румянцево-Парк» потенциальный заемщик в личном кабинете на сайте комплекса заполняет анкету, прикрепляет необходимый пакет документов и отправляет заявку на кредит во все банки, с которыми сотрудничает застройщик, нажав всего одну клавишу. После обработки анкеты клиент в личном кабинете получает предложения от банков, которые рассмотрели заявку».
Но личное присутствие заемщика на сделке в банке все же потребуется, отмечает эксперт.
Однако Александр Коваленко из «РКС Девелопмент» указывает, что личный визит нужен не всегда: Сбербанк, например, уже сегодня регистрирует сделки без личного присутствия застройщика и покупателя — с помощью электронных подписей с обеих сторон.
«Это абсолютно безопасная сделка, гарантом которой выступает сам Сбербанк. Мы надеемся, что совсем скоро такие сделки будут проводить и другие банки», — резюмирует Александр Коваленко.