Главная » НЕДВИЖИМОСТЬ » Сделки с недвижимостью под контролем: кому и чем грозит «антиотмывочный» закон?

Сделки с недвижимостью под контролем: кому и чем грозит «антиотмывочный» закон?

Источник: ЦИАН

Источник фотографии

С 10 января 2021 года в России вступили новые правила контроля над финансами граждан. Неудивительно, что многих россиян эти нововведения если и не испугали, то уж точно напрягли. Циан.Журнал выяснил у экспертов, кому и при каких обстоятельствах стоит волноваться.

Что нового?

Встревожившие всех поправки внесены в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Если упростить их до одной фразы, то теперь финансовые организации должны сообщать в Росфинмониторинг о сделках дороже 3 млн рублей.

Старший юрист и руководитель направления «Сделки» практики М&А юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Артем Константинов говорит, что государство уже давно пытается получить объективную информацию и установить контроль за движением денежных средств в России — вот и способ нашелся.

Эксперт отмечает, что принятые поправки обязывают банковские структуры и иные уполномоченные лица сообщать органам финансовой разведки обо всех без исключения случаях внесения и снятия наличных денежных средств на и со счета юрлица (вне зависимости от цели платежа), а также обо всех без исключения операциях с наличными/безналичными денежными средствами, связанными с приобретением/отчуждением недвижимого имущества на сумму свыше 3 млн рублей.

Получается, под это требование подпадают сделки практически с любой жилой недвижимостью, расположенной в любых относительно крупных городах или рядом с ними. Кстати, поправки затрагивают не только сделки на сумму свыше 3 млн рублей, но и более скромные варианты в 100 тыс. рублей (они касаются переводов на мобильные телефоны и к теме недвижимости не относятся, поэтому на них мы подробно останавливаться не будем).

«Могу» и «должен»: есть нюансы

Как объяснил Сергей Учитель, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper, кроме банков предоставлять отчеты Росфинмониторингу должны будут и иные организации, проводящие операции с деньгами или иным имуществом (лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, риэлторы, юристы и другие).

«Формально под этот закон, на наш взгляд, подпадают и нотариусы — как организации, оказывающие посреднические услуги в сделках купли-продажи недвижимого имущества, если берут на себя функции финансового агента с использованием эскроу-счета или публичного депозитного счета нотариуса», — добавляет Артем Константинов.

Сделки контролировались и до 10 января. Будучи участником сделки, банк (равно как и нотариусы, риэлторы и даже Росреестр) мог отправить информацию в контролирующие органы. Ключевая разница — между «мог» и «обязан».

По ком звонят колокола?

Автоматической проверки по каждому такому случаю не ожидается, но она не исключена — рядовые законопослушные граждане от нововведений вряд ли пострадают. Совсем другое дело — те, кто придумывает и практикует не совсем законные схемы.

«Раньше участники сделки могли прописать в договоре купли-продажи, что квартира продается за 5 млн рублей, а в действительности покупатель закладывал в ячейку реальную стоимость — 10 млн рублей (так делали, чтобы уйти от налогов). Теперь это бессмысленно: даже если порог 3 млн рублей превышен только в договоре, банк в любом случае обязан передать информацию о сделке в Росфинмониторинг. После этого контролирующие органы вправе запросить у участников сделки более подробную информацию и проверить ее действительное содержание, в том числе реальную стоимость проданной квартиры».
Сергей Учитель, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper

Гораздо больше неудобств и хлопот поправки добавили бизнесу: ведь именно на плечи банков ложится контроль за снятием расходно-денежных средств.

«Если финансовые организации заметят подозрительные, по их мнению, действия, это потенциально способно затруднить доступ предпринимателей к их счетам. Да и увеличение количества проверок со стороны налоговой или правоохранительных органов вряд ли упростит жизнь отечественного бизнеса», — комментирует эксперт Pen & Paper.

Как это будет происходить?

А вот тут есть разные мнения. Начнем с официального. Когда лицо вносит сумму, превышающую лимит 3 млн рублей, банковские служащие (или уполномоченные лица) предложат подтвердить легальность и источник происхождения этих денежных средств — с последующей передачей полученной информации в Росфинмониторинг.

В СЛУЧАЕ ЯВНОГО НЕСООТВЕТСТВИЯ ПЛАТЕЛЬЩИКА ПРЕДПОЛАГАЕМОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТАТУСУ ВЕДОМСТВО ВПРАВЕ ПЕРЕДАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СВЕДЕНИЯ В НАЛОГОВЫЕ ИЛИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.

Речь идет о контроле как безналичных, так и наличных расчетов, когда деньги кладутся в банковскую ячейку.

А теперь от слов к делу. Юрист и руководитель агентства безопасной недвижимости «Вишня» Сергей Вишняков относится к реализации возложенной на банки задачи скептически — особенно в той части, которая касается ячеек.

«При регистрации договора каким-то образом какой-то сотрудник банка лезет в ячейку продавца, достает оттуда содержимое и начинает проверять. Как? Допустим, там деньги. Банковский клерк берет чужое имущество в значительных размерах и несет проверять и пересчитывать. Вы такое представляете? Я — нет».

Сергей Вишняков допускает ситуацию, при которой в депозитарий вместе с продавцом, пытающим получить доступ к ячейке, спускаются наблюдатели, в присутствии которых он и будет открывать эту ячейку: процесс фиксируется, деньги пересчитываются, составляется акт… Всё это будет не только отнимать массу времени у всех участников процесса (по сути это конвейер — вытаскивать банковских клерков на каждую операцию с ячейкой сложновато), но и создавать риски мошенничества и грабежей: ведь о том, что у определенного человека появилась крупная сумма денег, будут знать посторонние.

Согласятся ли банки пренебрегать тайной депозитарного хранилища и безопасностью клиентов? Эксперт в этом не уверен.

ПО ВСЕЙ ВИДИМОСТИ, ТЕПЕРЬ УЧАСТНИКАМ СДЕЛКИ ПРОСТО ПРИДЕТСЯ ЗАРАНЕЕ СОБИРАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ЧТОБЫ ПОДСТРАХОВАТЬСЯ НА СЛУЧАЙ ПРОВЕРКИ.

Вознаграждение на 600 тыс. рублей

Покупателям недвижимости будет полезна и уточняющая информация. Отныне в зону контроля Росфинмониторинга попадает операция, когда юридическое лицо перечисляет на карту своего работника действительное или несуществующее вознаграждение свыше 600 тыс. рублей, а тот затем снимает эту сумму в банкомате (вариант — когда происходит снятие наличных денежных средств с корпоративной карты на сумму свыше 600 тыс. рублей).

Напомним, раньше контролю подлежали операции по снятию или зачислению наличных денежных средств свыше 600 тыс. рублей на счета организации, которые не соответствовали характеру ее хозяйственной деятельности. Теперь контролируются все операции на такую сумму (или превышающие ее).

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*