Главная » НЕДВИЖИМОСТЬ » Есть контакт! Как позвонить клиенту и не попасть на штраф

Есть контакт! Как позвонить клиенту и не попасть на штраф

Источник: Magenta.today

Источник фотографии

Клиент или потенциальный клиент оставил номер телефона, например, заполнив форму на сайте. Логичное действие риелтора — позвонить и предложить услугу. Но достаточно ли просто запросить у клиента номер телефона? Какие федеральные законы можно нарушить одним звонком, рассказывает специально для Magenta.today независимый юрист Анастасия Королева.

В последнее время довольно распространенным способом привлечения внимания к услугам или товарам являются телефонные звонки.

Зачастую лица, которые используют такие методы работы, нарушают сразу два закона: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Напомню, что под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному физическому лицу.

Федеральный закон «О персональных данных» разрешает обработку персональных данных с согласие субъекта персональных данных. Обратите внимание, что согласие на обработку персональных данных должно отвечать требованиям, предъявляемым статьей 9 Федерального закона «О персональных данных». Данная статья содержит множество пунктов, обязательных к включению в согласие (Ф. И. О., паспортные данные, цель обработки, перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, и другие).

Нередко встречаю в договорах с потребителями такую формулировку: «Подписанием договора потребитель соглашается на распространение его персональных данных и получение рекламных сообщений». Оператор — лицо, которое персональные данные обрабатывает, считает, что этого достаточно для получения согласия. Нет, такая формулировка не позволяет осуществлять обработку персональных данных на законных основаниях.

Как получить согласие:

– включить в него всю информацию, которая перечислена в ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных»;

– включить право субъекта на отзыв согласия и форму такого отзыва. В противном случае будет нарушено право субъекта персональных данных на отзыв согласия.

Достаточно часто на практике встречается ситуация, когда оператор передает информацию третьим лицам, а в согласии на обработку персональных данных разрешение субъекта на предоставление третьим лицам персональных данных отсутствует. Это также является нарушением закона. В согласии должно быть указано конкретно, какому лицу оператор вправе передать данные и с какой целью.

Какая же ответственность предусмотрена за нарушение Федерального закона «О персональных данных»?
Административная ответственность предусмотрена ст. 13.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которая содержит несколько составов, связанных с незаконной обработкой персональных данных.

В частности, обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных либо обработка с нарушением установленных законодательством в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку, влечет наложение административного штрафа:

– на граждан в размере от 3 до 5 тыс. рублей;
– на должностных лиц — от 10 до 20 тыс. рублей;
– на юридических лиц — от 15 до 75 тыс. рублей.

Кроме того, в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О персональных данных» субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в судебном порядке.

В чем же нарушение Федерального закона «О рекламе» при осуществлении звонков гражданам с целью продажи услуг или товаров?

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

При этом согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было не только однозначно идентифицировать такого абонента, но и подтвердить волеизъявление данного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя (п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58). Указанное требование относится не только к звонкам, но и к распространению информации рекламного характера через мессенджеры WhatsApp, Viber и электронную рассылку.

Так, по мнению ФАС России, согласие, полученное посредством заполнения каких-либо форм на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не позволяющих однозначно установить, кто именно дал согласие на получение рекламы, является ненадлежащим и влечет нарушение указанного требования ст. 18 Федерального закона «О рекламе», поскольку не позволяет подтвердить волеизъявление конкретного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

ФАС России в Письме от 11 ноября 2019 г. № ДФ/98054/19 также указывает, что такое согласие может быть получено посредством внесения его в письменную форму договора, поскольку именно договор позволяет идентифицировать лицо, которое дает такое согласие.

На мой взгляд, не только в договоре можно взять согласие потребителя на получение рекламы, но и включить его в согласие на обработку персональных данных.

Достаточно высокие штрафы предусмотрены за нарушение Федерального закона «О рекламе», в частности, наложение административного штрафа:

– на граждан в размере от 2 до 2, тыс. рублей;
– на должностных лиц — от 4 до 20 тыс. рублей;
– на юридических лиц — от 100 до 500 тыс. рублей.

Учитывая, что реклама, распространяемая по телефону или посредством электронных писем, в настоящее время набрала достаточно серьезные обороты, а правовая просвещенность граждан при этом повышается, следует быть готовым к тому, что граждане будут чаще обращаться с жалобами в ФАС РФ на незаконные действия рекламораспространителей.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*