Пять бизнес-ассоциаций попросили главу Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина перевести основателя инвестфонда Baring Vostok Майкла Калви под домашний арест. В настоящее время он помещен под стражу до 13 апреля. Глава инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильям Браудер назвал происходящее «рейдерским захватом».
«Мы подписали письмо, адресованное Бастрыкину, где мы просим поменять меру пресечения, отпустить человека под поручительство», — сообщил РБК президент Американской торговой палаты в России (AmCham) Алексис Родзянко.
Обращение было подписано по итогам заседания Международного совета по сотрудничеству и инвестициям РСПП в Москве. Помимо AmCham письмо подписали Ассоциация европейского бизнеса, Российско-германская внешнеторговая палата, Франко-российская торгово-промышленная палата, а также Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).
— Neue Zürcher Zeitung: Арест Калви обнажает произвол российских судов
— Le Figaro: Шокирующий арест французского банкира в Москве вызывает смятение
— «Экономический спор перевели в русло уголовной разборки, которая ничего не решит»
— «Не надо в Арканары вкладываться!»
Представитель бизнес-омбудсмена Бориса Титова Александр Хуруджи заявил, что ситуацию вокруг дела Baring Vostok рассмотрят на комитете по этике РСПП. Также планируется привлечь к дискуссии вторую сторону конфликта. Комитет по этике будет модерировать этот диалог, уточнил Хуруджи.
Он добавил, что делается все возможное, чтобы обратить внимание не только на дело Baring, но и на всех предпринимателей, которые находятся под стражей. «По каждому из них ведется работа», — отметил Хуруджи.
Майкла Калви содержат в так называемом Кремлевском централе на территории СИЗО «Матросская тишина», который считается VIP-тюрьмой. Юрист, член Совета при председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества Евгений Корчаго ранее назвал практику содержания предпринимателей в СИЗО самым распространенным способом давления в попытке получить признательные показания.
«Несмотря не только на позицию руководства страны, но и на наличие в Уголовно-процессуальном кодексе запрета арестовывать по предпринимательским составам, правоохранительные органы в России с поддержки судов закрывают глаза и говорят, что это не предпринимательская деятельность, а просто экономическое мошенничество, которое никак с предпринимательской деятельностью не связано», -пояснил юрист.
«Человека мы знаем, он никуда не убежит, и даже если бы он убежал, то его судьба, в том числе и в заграничных юрисдикциях, была бы печальной», — отметил со своей стороны член правления РСПП Игорь Юргенс, назвав куда более логичным домашний арест или залог. А первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев подчеркнул, что ситуация с арестом Калви «напрягла все бизнес-сообщество, инвестиционное сообщество, и не только российское».
Браудер: арест Калви — это «рейдерский захват»
Финансист, инвестор, глава инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильям Браудер осудил преследование Майкла Калви. «Арест Калви должен быть последней каплей, доказывающей, что Россия — полностью коррумпированная страна, в которую нельзя инвестировать», — написал Браудер в Twitter.
«Майк Калви был последним крупным американским инвестором, который работал в России, он был в этой стране несколько десятилетий. Он играл по их писаным и неписаным правилам, и тот факт, что они начали преследовать его, их собственного друга, показывает, что никто в России не защищен», — заявил Браудер в интервью радио «Свобода». Россию он назвал «абсолютно небезопасной страной».
Говоря о перспективах для Калви, Браудер предположил, что, скорее всего, сам президент РФ Владимир Путин дал «зеленый свет» на арест бизнесмена, что не сулит последнему ничего хорошего, «потому что это означает рейдерский захват». «Цель его — украсть активы, и они будут держать его в заложниках до тех пор, пока эти активы не получат», — отметил глава Hermitage Capital.
По мнению финансиста, западные правительства должны выпустить предупреждение для тех, кто хочет делать там бизнес или хочет путешествовать в Россию.
Сам Браудер, напомним, заочно арестован российским судом по уголовному делу об организации преступного сообщества. Следствие считает, что финансист и его сообщники нанесли России ущерб на сумму около 10 млрд рублей.
Ранее Браудера дважды заочно осудили в РФ. 11 июля 2013 года Тверской суд Москвы признал Уильяма Браудера виновным в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере (на 522 млн рублей) и приговорил к девяти годам лишения свободы по делу о неуплате налогов на сумму более 522 млн рублей путем фальсификации налоговых деклараций и незаконного использования льгот, предназначенных для инвалидов. По этому же делу проходил аудитор Hermitage Capital Сергей Магнитский, скончавшийся в московском СИЗО 16 ноября 2009 года.
В конце 2017 года Тверской суд Москвы снова заочно приговорил Браудера к девяти годам колонии, признав его виновным в преднамеренном банкротстве и уклонении от уплаты налогов более чем на 3 млрд рублей.
Заявление на Майкла Калви и его коллег написал акционер банка «Восточный» Шерзод Юсупов. Калви задержали 15 февраля. Помимо него фигурантами уголовного дела являются еще пять человек: партнер инвестиционного фонда Baring Vostok, гражданин Франции Филипп Дельпаль, сотрудники Baring Vostok Ваган Абгарян и Иван Зюзин, гендиректор «Первого коллекторского бюро» (ПКБ) Максим Владимиров, а также советник главы правления ПАО «Норвик Банк», экс-глава правления банка «Восточный» Алексей Кордичев. Басманный суд Москвы 16 февраля арестовал Калви на два месяца. Другие пятеро фигурантов дела были арестованы 15 февраля.
Калви обвиняют в незаконном завышении стоимости акций люксембургской компании International Financial Technology Group (IFTG), которая принадлежит подконтрольной ему компании «Первое коллекторское бюро» (ПКБ). Сделку последнего с банком «Восточный» организовало собрание директоров Baring Vostok.
По версии следствия, на собрании Калви и его коллеги заявили, что стоимость активов IFTG составляет 3 млрд рублей, в то время как, по данным ФСБ, их максимальная стоимость — 600 тысяч рублей. На этом основании Калви вменяется ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение).
Калви не признает своей вины и опровергает, что стоимость ценных бумаг была завышена. По его словам, минимальная чистая прибыль IFTG составляет более 100 млн рублей в год, поэтому даже половина компании (а продано было 59,9% акций) не может стоить 600 тысяч рублей.
В защиту предпринимателя ранее уже выступили несколько именитых бизнесменов.